«Марку было важно, чтобы мы нашли свой идеал и боролись за него». Внучки Шагала о наследии художника
Forbes Life встретился с внучкам великого художника и поговорил с ними о правах на наследство, о том, как интернет влияет на рынок подделок и что они собираются делать с фарфоровым сервизом
Специально для России мануфактура лиможского фарфора Bernardaud выпустила блюдо по мотивам рисунков Марка Шагала. Чайная посуда «Букет цветов Марка Шагала» — уже пятый совместный проект Bernardaud и наследников Марка Шагала за 20 лет, и это самый успешный запуск среди всех арт-проектов мануфактуры. За первые два месяца в ЦУМе продано больше половины коллекции.
Кому принадлежат права на использование работ Марка Шагала
Кто владеет авторскими правами на воспроизведение работ Марка Шагала? Семь работ, по мотивам которых выполнены роспись на фарфоре новой коллекции, из вашего семейного собрания?
Мерет Мейер: Нет, изображения, которые мы выбрали, не входят в нашу семейную коллекцию. В этот раз мы выбрали в основном монотипии Марка Шагала для коллекции «Букет цветов Марка Шагала», но два рисунка из семи выполнены с применением гуаши на бумаге. Мы адаптировали особую технику монотипии Шагала, которую он использовал на протяжении 15 лет при создании более 300 работ. Это старинная техника, известная с XVIII века. Монотипии любил Эдгар Дега. Именно работы Дега послужили отправной точкой для Шагала. Но помимо этого, на протяжении жизни он старался находить и новые техники.
Белла Мейер: Монотипии создаются на медных пластинах. Рисунок переносится на лист меди, а затем быстро делается оттиск на рисовой бумаге. Верхним концом кисти Шагал вносил поправки поверх отпечатка, а иногда дорисовывал что-то. Чтобы рисунок выглядел прозрачным, работать нужно очень быстро. В этом сходство техник монотипии и работы по фарфору: быстро, четко, без промедлений. Медная платина, с которой печатается рисунок, одновременно твердая и мягкая, отражающая свет по своим качествам тоже сродни фарфору, твердому материалу, который пропускает свет.
Видели ли вы, как работал с монотипиями Шагал?
Мерет Мейер: Нет, только фотографии из мастерских. Женевский издатель Жеральд Крамер заказал Шагалу монотипии в 1961 году.
Кому сейчас принадлежат права на эти изображения? Фонду Шагала? Или семье Шагала?
Белла Мейер: Да, семье.
Мерет Мейер: После смерти Шагала все права на воспроизведение его работ принадлежат его потомкам, будь то репродукция его работ на открытках, посуде, на майках. А, например, права на фото принадлежат Архиву Марка и Иды Шагал.
Может ли в таком случае, например, картина Марка Шагала «Над городом», 1918 года из Третьяковской галереи, быть перенесена на фарфор?
Белла Мейер: Только при условии, что мы дадим свое согласие на это.
Мерет Мейер: Любое коммерческое использование работ Марка Шагала требует юридического согласия его наследников.
Зачем наследникам Шагала фарфоровый сервиз
Как началось сотрудничество наследников Марка Шагала с фарфоровой Bernardaud?
Мишель Бернардо: 20 лет назад мы начали с того, что создали копию фарфорового столового сервиза Bernardaud, который Марк Шагал расписал по случаю свадьбы своей дочери Иды в 1952 году. (Ида — старшая, любимая дочь Марка Шага от первой жены Беллы. Ида — мать Мерет и Беллы Мейер, — прим. Forbes Life). Мы начали работать с места в карьер, будучи почти не знакомыми друг с другом, но тем не менее все получилось прекрасно.
Мерет Мейер: На самом деле все началось с сувенирной продукции для Фонда Марка Шагала. Мы в фонде решили, что нам не повредит немного коммерции. Но никак не могли понять, что же делать. Все эти носки, футболки, зажигалки казались нам такими странными. Все-таки мы достаточно консервативные люди. К Bernardaud мы пришли по старой памяти, зная, что в 1952 году Марк Шагал вручную расписал сервиз Bernardaud на свадьбу нашей матери Иды. И мы подумали: должно быть не так сложно перенести рисунки с одного фарфора на другой, как создавать новый дизайн по мотивам живописи для других материалов. Нам важно понимать, как к таким идеям отнесся бы сам Шагал. Так мы познакомились с Мишелем Бернардо и договорились о производстве двух изделий. Я поехала в Лимож, чтобы лично следить за процессом на мануфактуре. Меня так тепло приняли, словно я вернулась домой после долгого отсутствия. Дедушка бы это оценил: он много занимался керамикой, создавал витражи, работал бок о бок с мастерами. Мишель Бернардо пригласил нас к себе домой на обед — все прошло просто и естественно. С тех пор мы сотрудничаем.