Святая простота
Бельгийский коллекционер, антиквар и декоратор Аксель Вервордт уже полвека торгует искусством. Если он обращает внимание на художника, будьте уверены — его протеже вскоре войдет в моду. На 70-м году жизни Вервордт представил свой главный проект — арт-пространство Kanaal в 10 километрах от Антверпена
В Антверпене почтенных коренных жителей называют «сеньорами» — это прозвище ведет историю от испанских аристократов, которые правили городом в XVI–XVII веках. И если сегодня искать человека, который безусловно заслуживает этого звания, им окажется Аксель Вервордт. Своего первого Магритта он купил сразу после службы в армии. Призывной комиссии Аксель сказал: «Я не хочу убивать людей», и его направили работать в лазарет. Там он поил солдат не только лекарствами, но и мартини, а заодно завел полезные знакомства. Впоследствии он выторговал у бывших сослуживцев набор столового серебра и картину Магритта. По текущему курсу она обошлась коллекционеру всего в €25. Владельцы мечтали избавиться от работы: она досталась им за бесценок на благотворительном аукционе и не нравилась никому в доме. Правда, Аксель вспоминает, что «это был не лучший Магритт, да и отец его терпеть не мог, так что приходилось хранить изображением к стене».
Большую часть своей коллекции Вервордт сформировал в 60–70-е. Его семья занималась торговлей лошадьми и была знакома с английским высшим светом, когда высокие налоги на наследство вынуждали аристократов распродавать содержимое родовых поместий почти подчистую. Английская скромность служила Акселю главным источником вдохновения. Он и сегодня с богемной расслабленностью носит классические костюмы без галстука, поношенные хлопковые пиджаки и замшевые туфли.
Проект Вервордта Kanaal представляет собой арт-квартал, или, как называют его сами создатели, «город за городом». Поначалу может показаться, что это просто лофт-галерея, но все сложнее. Здесь находится не только коллекция Акселя, но также обустроены помещения для 30 офисов и 98 квартир — как в оригинальных постройках бывшего зернохранилища, так и в современных. Сын Вервордта Дик, который отвечает за девелоперский бизнес Axel Vervoordt Company, рассказывает о проекте как об утопии: «Мы собрали лучших людей со всего мира — художников, преподавателей, врачей. У нас собственный фермерский рынок, пекарня, ресторан и концертный зал. Все здесь сделано для человека».
Арт-часть «Канала» — это произведения, органично интегрированные в промышленные интерьеры. Зал «Карнак» — полуподвальное помещение под зернохранилищами с массивными бетонными колоннами. Между ними Вервордт разместил буддийские скульптуры Дваравати VII–VIII веков. Инсталляции Марины Абрамович, Отто Болла и Такиса занимают силосные башни, а в бывшей солодовне, напоминающей средневековое укрепление, расположилась работа Аниша Капура At the Edge of the World — огромный красный купол-полусфера, нависающий над зрителем. Часовня XIX века переоборудована под произведение Джеймса Таррелла Red Shi´, преобразующее свет и пространство. В основной галерее Henro I огромный зал отведен Кацуо Сираге, одному