Техническое зазеркалье: как рождается современное искусство
Считывание кода-татуировки смартфоном похоже на взаимодействие землянина с инопланетным разумом. Рука художника Дмитрия Морозова просвечивает через экран, а странные прямоугольники, похожие на штрихкод, почему-то рождают звуки шипения. Татуировка на руке — это арт-объект, языковой код, техническое приспособление, музыкальный инструмент и сущность художника Дмитрия Морозова.
Инсталляция создана при помощи смартфона Xiaomi Mi 8 Pro. На видео используется приложение Phonopaper. Автор Александр Золотов.
Код Морозова
Идея нанести «звуковую» татуировку родилась у Дмитрия Морозова шесть лет назад. Он задумал проект Reading my body, или «Читаемое тело». Неровные прямоугольники, похожие на штрихкод, — это партитура, которая может быть декодирована специальным роботом. В данном случае этим роботом является смартфон, который выступает «сенсором черных линий». Эти сенсоры были разработаны для того, чтобы двигающиеся машины-роботы не выходили за положенные им пределы. Подобный робот помогает двигающейся в принтере головке печатать, не залезая за поля.
Вытатуированные прямоугольники — это записанные интервалы между событиями. Художник может интерпретировать их как хочет. В одном случае он привязывает интервалы к звуку фортепиано, в другом — к шумам. Таким образом, каждый раз рождается новое произведение.
Предки идеи
Идея выражать сложные символы через технологии, используя механическое движение, существует очень давно. Первопроходцами были Архимед и Герон Александрийский.
Архимеда считают изобретателем антикитерского механизма — это так называемый древнегреческий компьютер, инструмент для вычислений. До сих пор ученые не могут поверить, что механизм такой сложности мог быть создан в III веке до нашей эры. В найденном возле острова Андикитера образце (Эгейское море между Пелопоннесом и Критом) — 30 бронзовых шестерен. Механизм использовался для расчета движения небесных тел и позволял узнать дату 42 астрономических событий.
Герону Александрийскому принадлежит идея механического театра. Он изобрел паровую машину — но не для того, чтобы произвести промышленную революцию, а для того, чтобы привести в движение кукол. Таким образом, еще в Древней Греции существовали сложные технические приспособления, которые использовались для перформанса.
— Я не отождествляю себя с этими великими людьми, — говорит Дмитрий Морозов, — но, несомненно, они являлись первыми практиками, попробовавшими себя в жанре интерактивных аудиовизуальных инсталляций.