На пороге интерфейсной революции
С Тихоном Смыковым, президентом и управляющим партнером Inventive Retail Group, мы встретились на выставке restore:digital art и поговорили о цифровом искусстве, фотографии и новом витке в развитии гаджетов.
С другой стороны, появление фотографии в XIX веке оказало заметное влияние на живопись. Что-то обесценилось, что-то, наоборот, возникло – и это была интересная эволюция искусства. То же самое происходит сейчас: те инструменты, которые появляются, все, что про 3D, про цифровую иллюстрацию, нейросети, которые позволяют генерить изображения, – они снова все изменят. Как – пока непонятно, я не берусь прогнозировать. Но очевидно, что в очередной раз обогащается инструментарий и повышается производительность художника. Мне представляется крайне важным и любопытным следующий шаг – когда мы доверим ИИ не только исполнение, но и сам замысел. Что получится в результате и будет ли это искусством – вот тут может получиться настоящая философская дискуссия.
ТИ: Появится ли современное цифровое искусство через сто лет в музеях?
– Конечно, мы его там видим уже сейчас. Просто пока не до конца привыкли к тому, что это искусство. Но оно есть и на выставках, и в музеях.
ТИ: А чем отличается искусство? Ценой?
– Восприятием.
ТИ: То есть, если меня какой-то плакат трогает во много раз сильнее, чем полотно признанного мастера, этот плакат тоже можно считать искусством?
– Безусловно.
ТИ: Существует ли рынок цифрового искусства?
– Был же бум NFC-картинок. Что это, как не рынок цифрового искусства? Просто он не сложился. Сама идея цифрового оригинала пока не «выстрелила». Если отставить в сторону разные «мыльные пузыри», то нужно признать: фотографию как искусство монетизировать тяжело. Тяжелее, чем живопись. С цифровыми произведениями дело обстоит еще хуже. Конечно, наверняка появятся какие-то звезды, которые на этом заработают. И это явно цепляющее людей на правление: в прошлом году к нам на выставку пришло 12 тыс. человек, в этом году посетителей намного больше. Загадывать, как все будет дальше, сложно – да и