Как накормить мир и не убить планету
«Болевая точка сельского хозяйства – корма. Как для животноводства, так и для аквакультуры, – говорит директор по развитию агробиотехнаправления кластера биологических и медицинских технологий фонда «Сколково» Наталья Крашенинник. – Общая проблема – нехватка протеина».
В СССР кормовой белок добавлялся в комбикорма, которые использовались в сельском хозяйстве. В первую очередь они необходимы для стартовых кормов, особенно в аквакультуре, где требуется порядка 30% белка: растениями мальков не накормишь. Выживаемость и скорость набора веса являются ключевыми параметрами.
Сейчас используется импортная рыбная мука. До недавнего времени проблем не было: закупаешь технологию, из-за границы привозят готовые корма в пакетах, выполняешь рекомендации – и все в порядке. Но теперь трудности и с таможней, и с наличием самой рыбной муки. Население планеты продолжает расти, а производство промышленного белка, в частности рыбной муки, неуклонно сокращается. Мир находится в интенсивном поиске альтернативных источников – желательно экологически чистых, не зависящих от климата и освещения, не требующих освоения новых земель и моря.
Черная львинка
Один из вариантов, который первым приходит в голову, – белок насекомых. Он давно употребляется в пищу в Азии и Африке. Этой темой стали плотно заниматься лет пятнадцать назад, когда появились первые стартапы в мире. «Продуктивность методов выращивания и переработки насекомых сегодня находится на технологическом уровне птицеводства или свиноводства полувековой давности, – оценивает рынок директор по инновациям ВНИИ пищевых добавок Олег Буханцев. – В мире нет больших промышленных предприятий с налаженным технологическим процессом. Все компании сильно закрыты и неохотно делятся своими разработками».
Одно из крупнейших предприятий в этой области – компания «Экобелок», резидент «Сколково» – перерабатывает органические отходы с помощью личинок черной львинки. Они отличаются прекрасным аппетитом, развиваются в разлагающейся органике растительного и животного происхождения и идеально подходят для производства кормового белка и жира.
Технология сравнительно молодая, поэтому используются личинки диких мух, хотя в некоторых мировых центрах уже начались работы по селекции более производительных насекомых. «Нужна муха, которая бы меньше ела, меньше болела и быстрее росла, – смеется исполнительный директор «Экобелка» Александр Чурсин. – Сейчас мы вместе со "Сколтехом" планируем развивать селекцию нашей мухи».
«Экобелок» использует разные источники сырья – от фруктово-овощных смесей до отходов предприятий общепита, хлебокомбинатов и даже пивзаводов. Мало того, технология позволяет перерабатывать навоз, помет и падеж, но получающиеся в результате продукты для кормления животных в Европе запрещены. На сегодняшний день компания полностью отработала технологию. «Полный цикл – это развитие от яйца до финальной мухи, – поясняет Александр. – Замкнутая технология, нам не требуется ничего закупать».
С насекомыми работают практически так же, как с птицами: нужен инкубатор, помещение для доращивания и помещение для откорма. Технология схематично выглядит так: взрослая муха несет яйца, которые отправляются на ростовую стадию, далее одна часть идет на получение товарного поголовья, а другая – на пополнение родительского стада. «Экобелок» получает в восемь раз больше яиц, чем нужно для воспроизводства.
С сырьем тоже проблем нет: на сегодня компания проверила большинство доступных в Москве и Московской области пищевых отходов. Теперь дело за строительством большого завода, который будет собирать отходы, перерабатывать и продавать белок. Цель – производить 3,5 тыс. т протеина в год.