Кто мы такие, чего мы хотим. Как сформировать психологический портрет подростка
Понимание своих границ и возможностей позволяет подростку успешно адаптироваться во взрослой жизни. Как семья помогает сформировать представление о себе и почему это важно, объясняет Катерина Мурашова
В своих лекциях я регулярно упоминаю, что подростку, выходящему в жизнь из гнезда родной семьи, важно представлять собственный психологический портрет. Этим портретом его должна снабдить в основном семья. Устроить свою дальнейшую жизнь без его наличия молодому человеку достаточно затруднительно.
Когда родители спрашивают, что такое психологический портрет, я обычно привожу пару достаточно ярких примеров, а вот времени на обсуждение того, как он складывается, обычно не остается.
Поскольку вопрос этот задается достаточно часто, я решила рассказать об этом здесь.
Согласно теории российского психолога Выготского, в своем индивидуальном развитии ребенок сначала говорит другому: Дай! Уйди! Сядь! — и уже значительно позже осознает и произносит: я ухожу, я сижу, я даю тебе. В нашей теме это означает, что у ребенка нет и не может быть никакого внутреннего, заранее сформированного понимания, кто он такой и что он может. Ему предстоит сформировать это представление с помощью семьи (и других людей) в процессе своего индивидуального развития, осознать, что оно у него есть, и постичь все его характеристики для дальнейшего эффективного использования.
Основа этого представления закладывается в детстве и на исходе его должна быть самому человеку явлена в виде более-менее внятного и целостного психологического портрета. Складывается он при осознании ребенком (подростком) получаемой от мира обратной связи.
Для того чтобы все получилось, необходимы несколько условий:
1. Обратная связь должна поступать все время взросления ребенка, с самого раннего возраста: вот таким я тебя видела два года назад и таким вижу сейчас.
Примеры:
«Два года назад ты совсем не умел плавать, а сейчас легко переплываешь большой пруд». «Два года назад ты охотно помогал мне на огороде и на летней кухне собирать и резать салат на всю семью, а сейчас мне приходится тебя упрашивать даже просто нарвать укропа».
2. Обратная связь должна быть как положительной, так и отрицательной. Приблизительно в равной мере. Идея только хвалить ребенка или только ругать убийственна для формирования адекватного психологического портрета.
Примеры:
«Вот это у тебя, на мой взгляд, получается хорошо. Вот это — так себе. А вот это пока не получается совсем». «Ты — прекрасный рассказчик, мне очень часто интересно тебя слушать. Но меня и бабушку часто обижает то, что ты совсем не способен выслушать нас, когда мы что-то рассказываем тебе. То же самое обижает твою младшую сестру и, мне кажется, иногда — твоего друга Мишу, вот тогда, когда он обижается и молча от тебя уходит. Ему, быть может, нужно, чтобы ты не только говорил сам, но и выслушал его».
3. Обратная связь должна захватывать все сферы жизни и личности ребенка (подростка). Не только учебу, но также навыки, умения, личностные характеристики, физические возможности, характеристики нервной системы.
Пример:
«Я сейчас думаю, что ты — сангвино-флегматик, — вполне можно сказать одиннадцатилетнему предподростку. — Вот что это значит и вот как проявляется в повседневной жизни. Похоже на тебя? Как тебе кажется?