Испытание делом
Экзоскелеты появляются в новостях нечасто и кажутся вещью из будущего — наравне с летающими такси и роботами-андроидами. Однако такие решения сегодня не только разрабатываются, но уже внедряются в реальное производство. Ученые из курского Юго-Западного государственного университета (ЮЗГУ) создали экзоскелет для тяжелых работ, и на каждом этапе им помогали испытатели, проверявшие систему в самых суровых условиях. Редакция Techinsider пообщалась с Виктором Диконенко, главным инженером «Норильсктрансремонта», который лично тестировал эти экзоскелеты — на себе и своих коллегах.
– Зачем нужны экзоскелеты на тяжелом производстве?
– Мы живем при капитализме, поэтому от каждого человека требуется максимальная отдача.
Те задачи, на которые прежде не обращалось никакого внимания, теперь приходится оптимизировать, чтобы решать их быстрее или меньшими ресурсами. Для этого мы очень активно используем инструменты механизации и вспомогательное оборудование – все, что экономит время и увеличивает возможности сотрудников. То же самое с экзоскелетом: по сути, это расширение потенциала человека для более эффективной работы. Допустим, необходимо поменять 60-килограммовую задвижку на линии тепловода снабжения на высоте 1,3 м, причем в стесненных условиях. Сегодня для этого нужны три человека: два держат задвижку, один меняет болтовые соединения; на все уходит минимум 3 мин. 28 с. С экзоскелетом для такой работы достаточно одного сотрудника, хотя он потратит на 20 с больше. Освободившиеся люди в это время могут работать где-то еще, ведь любому дорогостоящему оборудованию ремонт требуется постоянно.
– С чего начались испытания?
– В 2017 году мы приняли участие в одном из инновационных проектов «Норникеля» – внедрении экзоскелетов на промышленном производстве.
Ученым с кафедры механики, мехатроники и робототехники ЮЗГУ в Курске было передано техническое задание, и через некоторое время нам отправили первый опытный образец. Тогда компания провела отбор специалистов для проведения испытаний системы – людей, которые, как говорится, «ходят по земле». В эту команду попал и я – думаю, что не зря. Большинство коллег, увидев присланный образец, решили, что это ужас: к нему даже приближаться страшно, не то что на себя надевать. Я же сразу заинтересовался темой: да, агрегат пока неудобный и опасный, но давайте доведем его до ума. Вы, ученые, теоретики, – и мы, практики, инженеры, рабочие. Ну и пошло-поехало. На сегодняшний день существует уже семь версий экзоскелета, и каждая из них – это определенный этап разработки, которая длилась почти четыре года. В итоге ученые создали уникальную систему, простую и надежную, а наша команда