Рубенс на природе: разбираемся, что скрывается за пейзажами одного из основоположников барокко
В рубрике #на_изящном автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова проводит ревизию шедевров мирового искусства. В новом выпуске придется много думать: речь пойдет о Питере Пауле Рубенсе, дуализме, стоицизме и прочих воззрениях, скрывающихся за, казалось бы, типичными пейзажами.
Рубенс в основном ассоциируется с эпичными полотнами с обнаженной натурой и известными сценами изнасилований из мифов Древней Греции.
А ведь он писал еще и классические фламандские пейзажи, про которые Джон Констебл, английский художник-пейзажист (1776–1837), писал: «Нигде Рубенс не был так велик, как в пейзажах».
Многие из них Рубенс написал в последние годы жизни, когда уже мог позволить себе не работать по заказу и писать для души в своем поместье Стеен (кстати, даровавшем ему возможность именоваться сеньором). После кончины Рубенса осталось 17 пейзажей.
Голландский пейзаж прекрасен тем, что не является тем, чем кажется на первый взгляд. В нем всегда присутствует определенная доля символизма, разобраться в котором поможет лишь понимание контекста.
Здесь хотелось бы традиционно дать историческую справку о нидерландской революции, а о именно второй фазе Восьмидесятилетней войны, на которую пришлись последние годы Рубенса, и о том, что такие контрасты, как день-ночь, безоблачное небо и гроза в голландском пейзаже, связаны с переживаниями хрупкой границы между миром и войной. Но нет явных свидетельств, что на Рубенса хоть как-то повлияли эти события. Во всяком случае настолько, чтобы глубоко об этом переживать и сублимировать в работы. Будем честны, тяжелые приступы подагры в то время занимали мысли Рубенса явно больше, чем противоречия между Голландской республикой и Южными Нидерландами.
Мы также сознательно опустим влияние на Рубенса таких деятелей искусства, как немецкий художник Адам Эльсхаймер (1578–1610), известный реформатор европейского пейзажа в способе изображения времени суток, или Питер Брейгель Старший (1525–1569), один из любимейших художников Рубенса, с которым его объединяла любовь к «крестьянской» живописи и подход и изображению природной стихии. Понятно, что все художники вдохновлялись работами друг друга и многое заимствовали, в некоторых случаях буквально копировали отдельные элементы картин.