Первый в истории самолет, который обещает преодолеть скорость звука на водороде

ТехИнсайдерHi-Tech

Пассажир на гиперзвуке

Одной из премьер авиасалона в Ле-Бурже в этом году станет прототип Destinus 3 – первый в истории самолет, который обещает преодолеть скорость звука, используя чистое водородное топливо. Но это только начало. Разработчики новой модели ориентируются на куда более грандиозную цель – открыть эру пассажирских перелетов на гиперзвуке.

Текст: Роман Фишман

Коммерческие авиалинии начали перевозить пассажиров еще во время Первой мировой войны. Дистанции редко превышали сотню километров, но даже такой небольшой перелет помогал быстрее добраться до нужного места – например, если путь пролегал через Ла-Манш или залив Тампа, разделяющий города Тампа и Санкт-Петербург во Флориде. Появление турбореактивных самолетов позволило связать населенные пункты, разделенные тысячами километров. Дорога из Москвы до Петербурга (уже в России) сегодня занимает чуть больше часа, до Новосибирска – около четырех. Планета стала чуть меньше и доступнее для людей, но на этом прогресс притормозил.

Современные авиалайнеры доставляют пассажиров в самые далекие уголки Земли, переносят с континента на континент. Но и скорость жизни увеличилась: 14-часовой перелет из Европы в Юго-Восточную Азию или 20-часовой – в Австралию кажутся затруднительными для рядового путешественника. Попытки выпустить в дальние рейсы сверхзвуковые самолеты Concorde и Ту-144 обернулись множеством проблем, в итоге обе программы через несколько лет пришлось свернуть.

В частности, оказалось, что стоимость билетов делает их экономически невыгодными, а неизбежный шум звуковой ударной волны не позволяет двигаться самым коротким маршрутом, если только он не проходит над океаном.

Возможно, решить эти проблемы удастся, перейдя от сверхзвуковых скоростей сразу к гиперзвуковым, на уровень 5–6 М – более 6000 км/ч. Такую цель преследует стартап Destinus, исследовательские центры которого работают сразу в нескольких европейских странах. «Многие гранты, которые выдают государства Евросоюза, нацелены на внутреннее использование: где получил деньги, там их и надо потратить, – объясняет основатель Destinus Михаил Кокорич. – Поэтому процесс разработки разнесен по группам, находящимся в Швейцарии, Испании, Германии и т.д.». И действительно, не так давно испанское министерство науки выделило компании пару новых грантов на создание водородного двигателя, но с условием, что испытательная площадка для него будет возведена под Мадридом.

Летательный аппарат сможет подниматься в мезосферу. Благодаря большой высоте и разреженности воздуха шум при гиперзвуковом полете составит лишь 98ДБ – громко, но не настолько, как у сверхзвукового Concorde.

Без груза

Прежде чем спуститься на уровень пассажирской авиации, Михаил занимался более высокими сферами, космическими. Его стартап Dauria стал первой робкой попыткой создания в России частной компании – разработчика спутников. За Dauria последовало несколько сравнительно успешных стартапов за рубежом: Helios, AstroDigital, Momentus... «В какой-то момент мне стало ясно: главная проблема космоса в том, что все его рынки небольшие. В 2000-е мы сильно переоценивали их потенциал и скорость роста, – признается Михаил Кокорич. – Пока это крохи: спутниковая съемка – максимум пара миллиардов долларов, индустрия запусков тоже способна прокормить лишь нескольких лидирующих игроков». На этом фоне авиация показалась более привлекательной сферой с куда большими и реалистичными перспективами. «Первой нашей идеей стала перевозка грузов на гиперзвуковой скорости», – говорит Михаил. Концепция подразумевала, что летательный аппарат самолетного типа сможет подниматься в мезосферу, на высоту нескольких десятков километров, чтобы встречать меньше лобового сопротивления и развивать гиперзвуковую скорость. Шум от такой машины будет намного слабее, а возможность стремительно покрывать огромные расстояния позволит облетать континенты, не приближаясь к густонаселенным областям, и доставлять срочные грузы, в том числе дипломатическую почту и органы для пересадки. Однако вскоре стало ясно, что грузовые авиаперевозки не та область, где возможен прорыв. С точки зрения требований к сертификации и безопасности создание подобного лайнера сопряжено с теми же трудностями, что и пассажирского.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Маломощные реакторы спасут мирный атом Маломощные реакторы спасут мирный атом

Репутация – главная проблема атомной энергетики в XXI веке

Популярная механика
И кто научил быть звездой? Самые эпатажные российские знаменитости родом из деревни И кто научил быть звездой? Самые эпатажные российские знаменитости родом из деревни

Про этих знаменитостей точно можно сказать — сделали себя сами!

VOICE
Судоходная Арктика Судоходная Арктика

Беспрецедентное по масштабам строительство судов ледового класса в России

Популярная механика
Ушли в минус Ушли в минус

Зачем автопроизводители выпускают холодильники

Автопилот
До самых до окраин До самых до окраин

Для снабжения труднодоступных территорий пригодятся дроны

ТехИнсайдер
Пластический хирург — о поиске «своего» врача и пациентах-мужчинах Пластический хирург — о поиске «своего» врача и пациентах-мужчинах

Поговорили с Юрием Мирзабекяном о мифах вокруг пластической хирургии

РБК
Короли небес Короли небес

Завершается полувековая история производства Boeing 747

ТехИнсайдер
Опасное время: главный онколог России предупредил о начале периода, провоцирующего развитие самого агрессивного рака Опасное время: главный онколог России предупредил о начале периода, провоцирующего развитие самого агрессивного рака

Злоупотребление ультрафиолетовым излучением таит в себе опасности

VOICE
Летящие над водой Летящие над водой

Одна из самых интересных технологий, переживающая настоящий ренессанс – фойлы

ТехИнсайдер
«Сон под микроскопом» «Сон под микроскопом»

Чем обусловлена наша потребность во сне и откуда берется сонливость и усталость

N+1
Созвездие рекламы Созвездие рекламы

Почему разработчики ионных двигателей занялись проектом космической рекламы

Популярная механика
Что происходит с телом, когда мы пропускаем приемы пищи Что происходит с телом, когда мы пропускаем приемы пищи

Как организм реагирует на пропущенный прием пищи психически и физически

ТехИнсайдер
Линейная служба Линейная служба

Ижевские беспилотники Supercam не игрушки для миллениалов, а серьезные машины

ТехИнсайдер
Как лучше худеть — быстро или медленно? Эксперты все объяснили! Как лучше худеть — быстро или медленно? Эксперты все объяснили!

У специалистов есть объяснение, почему спешить с похудением не нужно

ТехИнсайдер
Миссия: металл Миссия: металл

Зонд Psyche должен будет осмотреть целиком металлический мир

ТехИнсайдер
Очки с эхолокатором научили читать по губам речь хозяина Очки с эхолокатором научили читать по губам речь хозяина

Очки с эхолокатором распознают слова с 95% точностью с помощью нейросети

N+1
Технопарад Технопарад

Сельское перекати-поле, пресная розовая вода и джинсы с подушкой безопасности

ТехИнсайдер
12 крутейших игр, в которые играли все, кто родился в СССР 12 крутейших игр, в которые играли все, кто родился в СССР

Некоторые игры нашего детства мы как-то успели подзабыть. А ведь это был восторг

Maxim
За урожаем из глубин За урожаем из глубин

На разных верфях страны бум рыбопромыслового судостроения

Популярная механика
Кому подойдет диалектическая поведенческая терапия (ДПТ) Кому подойдет диалектическая поведенческая терапия (ДПТ)

ДПТ была разработана в конце 1980-х годов американским психологом Маршей Линехан

Psychologies
Английский Гитлер Английский Гитлер

Освальд Эрнальд Мосли известен советским людям по фильму «Обыкновенный фашизм»

Дилетант

Владелец «Гельвеции» — об одной маленькой, но очень активной категории гостей

Правила жизни
Первый путь на запад Первый путь на запад

В XVII веке скромная голландская экспедиция открыла мыс Горн

Вокруг света
Едут, едут по Мукдену наши казаки… Едут, едут по Мукдену наши казаки…

Распространение фотографии сделало портреты эксклюзивными авторскими работами

Дилетант
Гора серебряная Гора серебряная

Как добывают благородные металлы

Популярная механика
Оставаться нельзя выбраться Оставаться нельзя выбраться

Как выйти из френдзоны

Лиза
Катя Гущина Катя Гущина

Иллюстратор, комиксист, картограф – все это о Кате Гущиной

Правила жизни
Что обозначает категория М в правах и как ее получить. Инструкция Что обозначает категория М в правах и как ее получить. Инструкция

Что означает категория прав М и как ее получить

РБК
5 признаков того, что вы находитесь в созависимых отношениях 5 признаков того, что вы находитесь в созависимых отношениях

Какие признаки созависимых отношений бывают и можно ли с этим справиться?

Psychologies
Анатомия газлайтинга: как развиваются такие отношения — подробная хронология Анатомия газлайтинга: как развиваются такие отношения — подробная хронология

Как люди попадают в ловушку газлайтеров?

Psychologies
Открыть в приложении