Дом
Напали на Францию
Простой английский столяр Дэвид Линли, сын принцессы Маргарет и фотографа лорда Сноудона, работает в Лондоне, а лето проводит в Провансе. Мы заехали к нему в гости — пообедать и посмотреть на мебель.
Дэвид Линли с детства был приучен к режиму строжайшей экономии — никаких потоков информации, одного художника в день вполне достаточно. Как-то мама, младшая сестра королевы Елизаветы, и бабушка, королева-мать, взяли его в Национальную галерею смотреть Вермеера — и только Вермеера. Мальчик спросил про другие картины огромного музея. «Если хочешь, — ответили ему, — можешь потом пойти сам». Отец, великий британский фотограф Энтони Сноудон, по той же схеме открыл ему другую сторону искусства — сводил в студию к фэшн-дизайнеру Зандре Роудс, панку с красивыми розово-зелеными волосами.
Семья жила в четырехэтажном крыле Кенсингтонского дворца, их соседями были герцог и герцогиня Глостерские. Лорд Сноудон отреставрировал гостиные, вернув квартире, как объяснил мне Дэвид, интерьер, придуманный Уильямом Кентом — этот архитектор в XVIII веке был в большой моде. Не факт, что при Кенте все выглядело именно так, но с папой никто не стал спорить. Кабинет Сноудона примыкал к парадной гостиной, его студия и фотолаборатория оккупировали цокольный этаж. «Мне было безумно интересно в комнатах отца, — вспоминает Дэвид. — Не только из-за моделей, которые приходили сниматься для Vogue и The Sunday Times. Он там делал мебель, очень авангардную. Папа отвечал за дизайн церемонии присвоения Чарльзу титула «принц Уэльский» в 1969‑м. В замке Карнарвон между седых древних башен на зеленой траве он тогда поставил помост для королевы — современный, круглый, из серого сланца. Первые лица сидели в ярко-ярко-красных креслах, которые потом можно было купить на память».
Дэвид Альберт Чарльз Армстронг-Джонс, виконт Линли, родился в 1961‑м. Тогда он был пятым в очереди к британскому трону, сейчас — восемнадцатый.
Его отец скончался в январе этого года, и к титулам сына добавился «граф Сноудон». Его тетя, королева Елизавета, как известно, осталась без образования, даже начального, — Дэвиду повезло чуть больше. Сначала был частный детский сад в Букингемском дворце, куда он ходил с кузеном, принцем Эндрю. Потом его с младшей сестрой Сарой отдали в школу Bedales в Хэмпшире, самую художественную из всех британских. Дэвиду там нравилось: «Очень подходящее для нас с Сарой место. Открытое. Правила есть, но мало. Школьной формы нет. Совместное обучение. И очень редко «это делается так-то и так-то». Ты сам контролируешь процесс своего образования».
Коктейль из традиционного и современного, из приставки «гранд» и простоты щедро пролился на мебель, которую делает Дэвид. Именно делает. «Я производитель, а не дизайнер». В двадцать один год он зарегистрировал компанию Linley с офисом в Белгравии, все предметы интерьера под его брендом выдержаны в стилистике той церемонии 1969 года: много серого и бархатных кресел. Так же оформлен охотничий домик XIX века в Провансе, где Дэвид и его жена Серена, дочь двенадцатого графа Харрингтона, проводят каникулы с детьми: Чарльзу уже семнадцать, Маргарите — четырнадцать. Имение Шато д’Оте занимает двести шестьдесят три гектара холмов, покрытых густым лесом. Все это посреди национального парка Люберон. Ближайшая деревня — Менерб, которую Питер Мейл так сладко описал в книге «Год в Провансе».
Шато д’Оте выглядит как полноценное имение аристократа, но все в нем — интерьер, сад, еда, режим дня — напрочь лишено претенциозности. Все сдержанно, непринужденно и элегантно, без насилия над личностью. Гости приезжают, когда им вздумается. «Я больше не посылаю приглашений, — разводит руками Дэвид. — Люди объявляются сами. Тем, кто здесь был, нравится возвращаться. Они просто сообщают: «Приеду на следующей неделе». Это очень здорово». Часто заезжают те, кого он называет «беженцами из Сен-Тропе»: покрутившись там несколько дней среди модных людей на яхтах и в клубах, они с удовольствием ложатся в его бассейн и любуются лавандовыми полями и невысокими лилово-серыми горами Люберона. По вечерам играют в петанк — шарами, над дизайном которых хозяин поработал лично. Деревянный ящик для них тоже сделал сам. Новый лорд Сноудон не джетсеттер, самое дальнее путешествие, которое Дэвид и Серена время от времени совершают с друзьями, загрузившись в свой винтажный красный «ситроен» 2CV, — в Л’Иль-сюр-ля-Сорг с его знаменитыми блошиными рынками. «Себе мы покупаем мебель на барахолках и в соседних антикварных лавках», — пожимает плечами Дэвид. И добавляет, слишком, как мне кажется, скромничая: «В этом доме нет ничего по-настоящему ценного».
На машине до Шато д’Оте час пути из Авиньона, ехать нужно на запад. Можно и из Экс-ан-Прованса — на юг. В любом случае придется петлять по проселочным дорогам. Указателей нет, GPS дом Линли тоже не найдет. (Но французского фотографа это не остановило — он в 2012 году нашел способ снять телеобъективом загорающую топлес Кейт Миддлтон, которая гостила тут с принцем Уильямом.) Каменные стены тщательно отреставрированного трехэтажного охотничьего домика покрыты бледно-желтой штукатуркой. Выгоревшие ставни — голубые, как принято в Любероне. На ступенях крыльца в глиняных горшках белые гортензии, розы, герань и петунии. Дверь обрамляет густой вьющийся жасмин. Его тяжелый аромат смешивается с запахом хвои: кедры вместе с дубами защищают двор от солнца. Еще здесь растут оливы, инжир и ореховые деревья — к столу можно собрать неплохой урожай.