Красота / Нарциссизм
Скорей любите нас
Сколько селфи нужно выложить за неделю, чтобы прослыть нарциссом? Или это не повод для постановки диагноза?
Пару лет назад один британский журналист с усмешкой рассказывал, что видел в метро знакомого, который читал в свежем номере The Standard свой собственный книжный обзор. «Нарциссизм в чистом виде! Застукал бы меня за этим мой коллега — я бы умер со стыда!»
«Вообще-то, — возразил бы ему книгочей, — читать собственный текст на глазах пассажиров подземки — никакой не нарциссизм. Всем известно, что авторы всегда просматривают вышедшую публикацию, как только та попадет им в руки. Вот добраться до дома и там в одиночку упиваться собственным творением — куда больший нарциссизм, разве нет?»
«Цветочный» термин употребляется сегодня на каждом шагу: мы переживаем настоящую эпидемию самолюбования. Подлинны ли селфи или облагорожены фейстьюном? Достоверны ли сведения на визитке? Малейшая тень сомнения — и мы уже ставим диагноз.
Так что же такое нарциссизм на самом деле? Психическое расстройство? Отклонение, провоцируемое социальными сетями? Или просто новомодное словечко, которым удобно заклеймить кого-то, кто кажется нам чересчур влюбленным в себя? С уверенностью можно сказать одно: это серьезная проблема. Иначе почему ей посвящают столько книг, сайтов и групп психологической поддержки?
Появлением термина мы, как известно, обязаны древнегреческой легенде, у которой есть несколько версий: неотразимо красивый юноша Нарцисс увидел свое отражение в водной глади пруда, безнадежно влюбился в него и то ли зачах, безотрывно любуясь собственным лицом, то ли утонул, пытаясь до него дотянуться, то ли покончил с собой, не в силах пережить невозможность обладания объектом своего обожания. Много веков нарциссизмом называют самовлюбленность, губительную для ее носителя. О нем писали Байрон и Бодлер, но лишь в XX веке, с развитием психоанализа, им заинтересовалась медицина. А в последнее время понятие обрело новые коннотации.
Озабоченность своей внешностью и готовность проводить часы перед зеркалом, дабы не ударить в грязь лицом перед камерой смартфона, — это нарциссизм? Кто-то скажет, что для женщин, которые долгие века прожили под придирчивыми и беспощадными мужскими взглядами, это освобождение, в некотором роде праздник, долгожданная возможность выставить на всеобщее обозрение свое лицо и не только, не оглядываясь на набившие оскомину патриархальные условности.
«Черты нарцисса присущи всем, — убеждена Наталья Гегель, психиатр и психотерапевт ЕМС. — Все мы гордимся своими успехами и с удовольствием принимаем комплименты. И это совершенно нормально. Но иногда потребность в восхищении перерастает в заболевание, которое мы называем нарциссическим расстройством личности. Основные его симптомы — гипертрофированное чувство собственной значимости, исключительности и всемогущества». Но парадокс в том, что все это лишь на поверхности. В глубине души нарцисс закомплексован и страдает от заниженной самооценки. Правда, вам он в этом никогда не признается. Впрочем, как и самому себе.
Без статуса и власти клинический нарцисс чувствует себя неполноценным, поэтому обычно стоит на вершине социальной лестницы (хотя в наше время статус можно приобрести силой собственного пресса или округлостью пятой точки). Эгоцентризм, сосредоточенность на своих желаниях и стремление устранить любые препятствия и помехи — все это помогает нарциссу достичь известности или занять высокую руководящую должность. Потребность в селфи — далеко не самая большая его проблема. Заподозрив кого-то в нарциссизме, первым делом обратите внимание на его отношения с людьми. Есть ли проблемы с эмпатией, часто ли он проявляет высокомерие и агрессию, присущи ли его поведению театральность и эксцентричность? «Когда нарцисса критикуют, он либо не обращает внимания, перекладывая вину на других, либо выходит из себя и оскорбляется, — рассказывает психиатр-консультант лондонского Royal College of Psychiatrists Стивен Уэстгарт. — Но отрицание собственной уязвимости губительно для такого человека. Нам всем необходимо прислушиваться к конструктивной критике».