Между нами
Мать драконов
Планета, замерев от изумления, смотрит реалити-шоу про детей китайских миллионеров. Размахом шопинга и эксцентричностью они превзошли даже русских начала нулевых.
Ледяным ноябрьским утром Уэйми Чо подобрала меня у отеля в центре Ванкувера на новенькой белой Maserati GranTurismo с красным кожаным салоном. В Канаде на «мазерати»? Я впечатлена. Уэйми двадцать, она высокая для китаянки. С большими глазами и волосами до пояса, каскадом ниспадающими на шелковую блузку Dior. На лице — аристократическая бледность. Я подозреваю, это оттого, что прошлой ночью девушка спала часа два, не больше. В ее четырехмиллионных апартаментах с видом на порт только что установили новую караоке-систему. Она позвала подружек и провела вечер с ними и «Вдовой Клико».
Уже десять утра, и мы собираемся на шопинг. Выходные Уэйми обычно проводит в Holt Renfrew, местном эквиваленте Barneys. «С Вегасом, понятно, не сравнить», — жалуется она мне на парковке. Ее английский неплох, но дается с явным трудом — мое предложение перейти на мандарин встречено с невероятным энтузиазмом. Забавно, что цены Уэйми измеряет в товарах европейских брендов. Получается, что месячная зарплата ее домработницы слегка недотягивает до атласных туфель Roger Vivier. Выход в свет стоит как половина замшевой Birkin. Отмечая в марте день рождения, девушка за час потратила больше двух сумок Fendi, то есть порядка четырех тысяч долларов.
В универмаге она встречает бывшую сокурсницу из ванкуверского Института моды. Та продавщица, Уэйми — покупательница. Девочки разговорились на тему «Приходит китаец в магазин». «Это место для них все равно что супермаркет, а платье за три тысячи долларов — как пакет молока», — жалуется подруга. К нам присоединяется другая продавщица. По ее мнению, китайская расточительность убивает флер эксклюзивности. Уэйми соглашается: «Смотреть не могу на сумки Chanel! У каждой второй сегодня Boy bag на плече». Вот и поговорили.
Уэйми отправили в Ванкувер в четырнадцать лет. У семьи большой, связанный с полупроводниками бизнес в Тайване, и девочка выросла на экономически свободном острове, хотя родители родом из материкового Китая. Она и сестра учились в международной школе, на каникулы ездили в Штаты и Австралию практиковать английский. Папа с самого начала планировал отправить их в Северную Америку — так делают многие новые китайские миллионеры.
Китайцы открыли для себя Запад (хотя в их случае он скорее Восток) десять лет назад. Начали активно скупать недвижимость в Лондоне, Нью‑Йорке и Лос‑Анджелесе. В самом Китае нуворишей не любят всеми фибрами коммунистической души. А они, в свою очередь, даже не пытаются быть милыми, политкорректными и демократичными. Аристократов, которым внезапно образовавшиеся буржуа могли бы подражать, в стране не осталось. При этом риск все потерять и сесть в тюрьму велик, как нигде, — вот люди и отрываются по максимуму, боятся не успеть.
В глобализованном мире про китайцев-миллионеров рассказывают анекдоты — как в девяностые про русских, а в нулевые про арабов. Но эти оказались практичнее. Они отправляют детей не в модный, дорогой и негостеприимный Лондон, а в скучный Ванкувер, который возглавляет мировые рейтинги лучших городов для нормальной жизни. И сами едут — инвестировать, заводить бизнес и, если получится, социализироваться.
Новых китайских детей называют фуэрдаями, что переводится как «второе богатое поколение». Самый заметный из них — Ван Сиконг, сын крупнейшего частного инвестора КНР Вана Цзяньлиня. В прошлом году он отличился: запостил в соцсетях фотографию своей собаки с золотыми Apple Watch на лапах. Китайское интернет-сообщество Вана единодушно осудило. В коммунистической (а на самом деле конфуцианской) культуре бережливость считается нормой и любое отклонение чудовищно раздражает. Пошли разговоры о «хвастовстве тем, чего не заработал», «абсурдной показухе, отравляющей китайскую рабочую этику». Даже президент страны Си Цзиньпин высказался в том смысле, что «молодое поколение должно помнить, откуда приходят их деньги, чтобы жить правильно». После чего правительство немедленно запустило для семидесяти детей миллиардеров образовательную программу на тему традиционных ценностей и социального долга.
Фуэрдаи обеспечивают китайскому телевидению рейтинги, про них снимают сериалы, как в России девяностых снимали про бандитов. У канадских экспатов тоже есть свое реалити-шоу — «Ультрабогатые азиатки Ванкувера». Уэйми там одна из шести героинь — молодых девушек, живущих в сложном мире презрительных взглядов. Они как ненормальные тратят деньги, потому что от этого в их кругу зависит социальный статус. И при этом — у канадцев научились! — с презрением относятся к чужому хвастовству. Вот и Уэйми сердится, когда я замечаю, что у нее сумка всегда повернута логотипом наружу. Обижается на меня. Огрызается, как подросток: «Я просто живу своей жизнью!»
«Ультрабогатые» озвучиваются сразу и на мандарине, и на английском. Китайцы всего мира смотрят его с бешеным энтузиазмом. В конце первого сезона одна из героинь попалась на том, что ее сумка Hermès фальшивая, а одежда каких‑то совсем простых марок. Действие второго происходит в Лос‑Анджелесе, где две девушки пытаются купить себе максимально крутые дома.
После шопинга мы с Уэйми едем на съемку финала второго сезона в очень дорогой (по здешним меркам) тайский ресторан. Сегодня там никого не кормят, в заведении только съемочная группа. Мы приехали раньше времени, и я коротаю ожидание за беседой с создателем шоу, Кевином Кеем Ли. Ему тридцать семь, родился в Ванкувере в кантоноязычной семье, работал на многих телеканалах. Должен был бы уже ассимилироваться, но, судя по тому, как он говорит, даже не собирается. Наоборот, хитрый Кевин сделал из своего положения «маленький китаец среди канадских лесорубов» бренд и отлично на нем зарабатывает. «Я хотел узнать о роскошной жизни этих детей. И помимо меня об этом хотят узнать канадцы, американцы и китайцы. Фуэрдаи всегда были любопытной темой. Всем интересно и всем есть что об этом сказать». Подписываюсь под каждым словом. Он совершенно прав.
Героинь он нашел без труда — просто записал коротенькое пилотное видео, в котором его знакомая показала свои сумки и поездила на «ламборгини». Запустил в интернет — и посыпались просьбы от желающих дать такие же интервью.
Одна за другой прибывают участницы. Все c розово-золотыми айфонами и почему‑то в Alexander McQueen и Helmut Lang. Вот Диана — студентка, изучает экономику и азиатскую культуру в Университете Британской Колумбии. Ей двадцать три, успела пожить в Японии, Корее, Гонконге и на Филиппинах. Челси, ее подруга по университету, — единственная замужняя девушка на проекте. Смотрю на прозрачную фигурку на шпильках Gucci, в розовом платье с перьями и не верю, что Челси совсем недавно родила. Рэй, студентка финансового факультета того же университета, пришла с бойфрендом, тоже фуэрдаем. Двадцатишестилетняя Пэм оказалась среди них самой старшей — и самой умной.
В ожидании начала съемок девушки меряются нарядами. Но, несмотря на соревновательный аспект, атмосфера на площадке теплая. Кевин Ли в этом эпизоде тоже появляется в кадре. По сценарию, он сидит с участницами за круглым столом и обсуждает пережитое. Челси волнуется, что стол закроет ее одежду. Но Кевину важнее композиция: «Я понимаю, какой ракурс ты хочешь, но у нас шесть пар ног, и это будет плохо выглядеть на экране».