Интервью с Александром Цоем — о детстве, славе отца и фильме Алексея Учителя

РБКЗнаменитости

Сын Виктора Цоя Александр — о скандале вокруг фильма Алексея Учителя

Главный редактор «РБК Стиль» Евгений Тихонович встретился с сыном Виктора Цоя Александром, чтобы обсудить скандал вокруг фильма Алексея Учителя, посвященного трагической гибели лидера «Кино». Александр Цой выступает резко против выхода этой картины.

Евгений Тихонович

755998990044476.jpg
Александр Цой © Александра Шишкина

1 сентября Александр Цой — музыкант, сын Виктора Цоя — опубликовал в своих соцсетях сообщение, что вместе с Робертом Цоем (отцом Виктора Цоя) обратился в правительство, Минкультуры и к президенту Владимиру Путину с просьбой взять на карандаш фильм Алексея Учителя «Цой».

По данным «РИА Новости», в Минкультуры письмо не дошло. Александр Цой комментирует это тем, что в момент отправки запроса в пресс-службу Министерства культуры обращение физически не могло дойти до адресата (документы, подтверждающие отправку и получение обращения Министерством, имеются в распоряжении редакции).

В посте Александр указал основные причины негодования: родственники Виктора Цоя не давали согласия на использование его изображения и имени в фильме, разрешений на использование интеллектуальной собственности тоже не было, «вымышленная история» затрагивает частную жизнь и порочит добрые имена Цоя и его близких. Авторы писем, датированных 28 августа, назвали картину «пошлым зрелищем» и просят должностных лиц «безотлагательно организовать проверку» и «принять надлежащие меры».

Игровой фильм Учителя «Цой» должен был выйти в прокат 3 сентября, но релиз отменили за неделю до премьеры без объяснения причин и объявления новых дат. В «Цое» нет самого Цоя — только кадры из старых документальных съемок Учителя. Действие разворачивается вокруг водителя автобуса, с которым столкнулся «Москвич» музыканта роковым утром 1990-го в Латвии. По сюжету, водитель вместе с близкими Виктора Цоя везет гроб на кладбище. Режиссер не раз подчеркивал, что главный герой фильма не Цой, а гроб. И, несмотря на разногласия родственников с авторами фильма, по мнению Учителя, нельзя запретить авторам высказывать собственное мнение о трагедии. Адвокат режиссера Константин Добрынин уточнил, что перенос премьеры связан не с письмом Владимиру Путину, а со сложной эпидемиологической ситуацией в стране.

— Фильм Алексея Учителя «Цой» — картина, против которой вы активно выступаете. Восстановим хронологию от начала и до конца. Когда вы впервые узнали об идее снять такой фильм?

— Я не помню про идею. Ходили какие-то слухи, что-то до меня доносилось, но я не помню когда, поэтому не буду об этом говорить, чтобы не врать. Я могу сказать про ту часть, которая зафиксирована в истории наверняка. Первый официальный запрос от компании-производителя пришел в декабре 2017 года, мы запросили у них сценарий. То есть когда нам официально пришел сценарий, издательство, которое представляет интересы группы «Кино», мой дедушка, музыканты — мы сказали, что нас не устраивают вот эти моменты, вот эти, вот эти.

— А «вот эти моменты» — это какие?

— В частности, использование изображения Виктора Цоя, имени Виктора Цоя и песен группы «Кино». И мы сразу обозначили свою позицию, что мы это не согласуем и не разрешим использовать, надеясь, что они как-то изменят сценарий, если будут снимать все-таки.

— Вы обсуждали изменение сценария?

— Ну, я не в этой позиции. Меня спрашивают: «Дадите права?» Я говорю: «Вы знаете, меня картина не устраивает, я в такую картину не хочу давать права». Это нормально, такая процедура происходит регулярно, на самом деле. Просто мы надеялись, что они либо что-то скорректируют, либо вообще откажутся от этой идеи. Я знаю, что они могли снять фильм про Джоанну Стингрей (американская певица и продюсер, сотрудничала и дружила с Виктором Цоем и другими советскими рок-музыкантами. — «РБК Стиль»), была какая-то такая история.

— Вы все время говорите «они». А кто именно?

— Я сейчас говорю как бы такое коллективное «они» — про компанию-производителя. Компания называется «Рок» (ее генеральным директором является Алексей Учитель. — «РБК Стиль»). Потому что официальная переписка у нас происходит с компанией, не с кем-то лично. И мы надеялись, что все произойдет без использования прав на песни и на изображение Виктора Цоя. Но, к нашему сожалению, они все-таки сняли фильм в таком виде, который нас не устраивает. Речь идет не о том, что нас весь фильм не устраивает: нас не устраивают конкретные моменты в нем, которые нарушают наши права, и мы просто боремся за их соблюдение.

— Вы писали у себя в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), что вас просто проигнорировали и вы, по сути, бились как рыба об лед. Это правда?

— Мы с тех пор встречались несколько раз, ходили к ним в офис, они приходили в наше издательство. Я вот был на просмотре черновой версии картины в феврале этого года. Я каждый раз излагал им свою позицию, что все окей, вы можете делать в рамках своего творчества что хотите, но есть законы, по ним нельзя использовать имя человека, изображение человека или произведения, на которые есть авторские права. И мне каждый раз говорили: «Да, мы понимаем, слышим вашу позицию», но при этом ничего не менялось. То есть я пришел на просмотр фильма, а в нем тогда еще — насколько я знаю, сейчас они это изменили, — была музыка группы «Кино», был Виктор Цой. И я, честно говоря, не помню, тогда он назывался уже «Цой» или еще нет…

— Наверное, тогда он еще назывался «47» — рабочее название...

Возможно. И такое название меня больше устраивало, чем «Цой».

— Ваш дедушка Роберт Максимович говорил, что, в принципе, он договорился со съемочной командой, с людьми, которые собирались этот фильм снимать. Это правда или нет?

— Вы знаете, это тонкий момент, потому что дедушка — пожилой человек и, я бы сказал, несколько доверчивый. Если прийти к нему домой с подарками, долго рассказывать о том, как они сделали что-то в память о его великом сыне — без конкретики, — то, в принципе, его можно уболтать подписать любую бумагу. К сожалению, это факт. Что в этот раз и произошло: ему просто подсунули какую-то бумагу, что-то ему рассказали. А когда он — я это знаю из первых рук — читал сценарий конкретного произведения, которое собираются снимать, у него была негативная реакция, ему это все не понравилось. Но, к сожалению, ему не очень легко…

— В силу возраста вы имеете в виду?

— Да, в силу возраста. Ему нелегко разбираться, что конкретно происходит, о чем идет речь: это фильм «Лето», потому что про него все еще много говорят, или это новый фильм. На дедушку, к сожалению, нападают и средства массовой информации, и какие-то люди, которым что-то от него надо, и просто корреспонденты, которые хотят, чтобы он что-то сказал, дал комментарий. И, как правило, если они проявляют достаточно настойчивости, они могут от него получить то, что им нужно.

— Правильно ли я понимаю, что дедушка тоже согласовывает такие вещи? Насколько я знаю, у него есть одна четвертая прав на бренд «Кино».

— Это не совсем верно, потому что авторское право неделимо. Это не голосовательный процесс, я не могу своей или его частью отдельно распоряжаться. Мы либо все за, либо не за. Доля к этому никакого отношения не имеет. Мы прислушались к его мнению, но, как правило, дедушка доверяет мне и музыкантам группы в том, чтобы мы приняли правильное решение. Пока у нас, не считая вот этой коллизии с фильмом, проблем с такой схемой не было.

— А музыканты группы тоже имеют право голоса при согласовании?

— Мы сейчас признали их соавторами музыки, то есть утвердили их в правовом смысле не только как участников группы, но и как конкретных авторов, соавторов музыки группы «Кино». Поэтому, безусловно, они имеют право тоже какие-то решения по вопросам использования прав принимать.

— Но при этом они не получают доход от использования?

— Получают. В том числе это подразумевает и получение дохода.

— В недавнем интервью вы говорили, что есть какие-то юридические моменты, которые появляются при согласовании вами прав на бренд группы «Кино». Что это за моменты?

— Люди часто приходят ко мне с прямым вопросом — типа «разреши нам или запрети» — и не понимают, что вся конструкция несколько сложнее из-за того, что в ней кроме меня принимают участие другие соавторы и наследники, и наследники соавторов еще. А помимо этого есть компания, которая делает всю основную юридическую работу по оформлению и согласованию. В общем, этот механизм сложнее, чем мое «да» или «нет». Мое «да» или «нет» может быть определяющим в случае, если я, скажем так, решу пролоббировать какой-то вопрос и сказать: «это точно нет» или «это точно да». Я могу путем переговоров со всеми договориться, если мне кажется что-то важным, сделать так, чтобы оно произошло. Но это не вопрос одного, грубо говоря, моего ответа на письмо или сообщение.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Международный день Гарри Поттера: как сложилась судьба актеров культовой истории о мальчике, который выжил Международный день Гарри Поттера: как сложилась судьба актеров культовой истории о мальчике, который выжил

Как изменились главные актеры Гарри Поттера?

Maxim
«Чем сложнее мир вокруг, тем выше спрос на Баха». Ляля Кандаурова о моде на классику «Чем сложнее мир вокруг, тем выше спрос на Баха». Ляля Кандаурова о моде на классику

Ляля Кандаурова доказывает, что классическая музыка может быть актуальной

СНОБ
Будущее пятого поколения Будущее пятого поколения

Время 4G на исходе. 5G серьезно изменит нашу жизнь

Популярная механика
Море спокойствия Море спокойствия

Эмбер Валлетта: путь чувств может привести к грусти, а мысли требуют действия

Vogue
Майкл Каннингем: «Если миру уже не помочь, кому придет в голову писать книжки?» Майкл Каннингем: «Если миру уже не помочь, кому придет в голову писать книжки?»

Писатель Майкл Каннингем об изоляции, работе, отсутствии хобби и ощущении дома

РБК
Краткая история мысли Краткая история мысли

Трактат по философии для подрастающего поколения

kiozk originals
Худой мир Худой мир

Почему от диеты худеют только наши карманы

GQ
Причины терпимости к вербальной агрессии следует искать в детстве Причины терпимости к вербальной агрессии следует искать в детстве

Почему некоторые из нас легко позволяют себя оскорблять?

Psychologies
Крым, БАМ и ЦКАД: на какие проекты правительство не жалеет денег в период пандемии Крым, БАМ и ЦКАД: на какие проекты правительство не жалеет денег в период пандемии

Во время кризиса финансирование некоторых проектов сильно выросло

Forbes
Кризис в красной зоне Кризис в красной зоне

История о самой смертоносной вспышке Эболы

kiozk originals
«Я художник. Что мне делать?»: ответы на 9 важных вопросов об арт-мире и о вашем месте в нем «Я художник. Что мне делать?»: ответы на 9 важных вопросов об арт-мире и о вашем месте в нем

Что делать, если вы решили классифицировать себя как художник? Куда податься?

Esquire
Астрономы нашли потенциальную экзопланету в другой галактике по рентгеновскому транзиту Астрономы нашли потенциальную экзопланету в другой галактике по рентгеновскому транзиту

Объект обнаружен в спиральной галактике М51 вне Млечного Пути

N+1
Надоел блонд? Как вернуться к своему натуральному цвету волос — мнение эксперта Надоел блонд? Как вернуться к своему натуральному цвету волос — мнение эксперта

Покрасилась, а через пару месяцев поняла, что цвет надоел — знакомая история?

Cosmopolitan
Необитаемая Земля Необитаемая Земля

Жизнь после глобального потепления

kiozk originals
Что у тебя на сердце? Что у тебя на сердце?

Как распознать сердечную недостаточность?

Лиза
За гранью слов За гранью слов

О чем думают и что чувствуют животные

kiozk originals
Наш человек Наш человек

Тео Хатчкрафт из Hurts — о любви к осьминогам и к фильмам с Николасом Кейджем

Glamour
Мультивселенные, междисциплинарность и локализация. Что происходит с креативными индустриями в России Мультивселенные, междисциплинарность и локализация. Что происходит с креативными индустриями в России

Как обстоят дела в индустриях видеоигр, искусства и новых медиа

СНОБ
Победа «томского пациента»: как Навальный изменил политический ландшафт на последних выборах Победа «томского пациента»: как Навальный изменил политический ландшафт на последних выборах

Прошлогодний успех «Умного голосования» на выборах не был случайностью

Forbes
Фастфуд, советы и любовь: всё об отношениях принцессы Дианы с сыновьями Фастфуд, советы и любовь: всё об отношениях принцессы Дианы с сыновьями

Что вспоминают принцы Гарри и Уильям о том времени, когда их мать была еще жива?

Cosmopolitan
Культ столбов Культ столбов

Одно из семи чудес России, символ Республики Коми и сакральное место

Огонёк
Гори, но не сгорай Гори, но не сгорай

Как пойти ва-банк, добиться успеха и наслаждаться жизнью без баланса

kiozk originals
Почему Александр Лукашенко ошибся со сценарием инаугурации Почему Александр Лукашенко ошибся со сценарием инаугурации

Глупо было устраивать такую инаугурацию, как у Лукашенко

СНОБ
Цивилизация с нуля Цивилизация с нуля

Что нужно знать и уметь, чтобы выжить после всемирной катастрофы

kiozk originals
Правила жизни Билла Мюррея Правила жизни Билла Мюррея

Правила жизни актера Билла Мюррея

Esquire
«Полное разочарование»: проблемы с регуляторами, недоверие инвесторов, падение оценки втрое за год и другие беды Juul «Полное разочарование»: проблемы с регуляторами, недоверие инвесторов, падение оценки втрое за год и другие беды Juul

Как лидер рынка электронных сигарет в США продолжает бороться за свой бизнес

VC.RU
Роберта Паттинсона, Тома Холланда и Билла Скарсгарда бесы попутали Роберта Паттинсона, Тома Холланда и Билла Скарсгарда бесы попутали

Бог забыл про Огайо и Западную Виргинию, надвигается кромешная тьма

GQ
Homo Deus Homo Deus

Краткая история будущего

kiozk originals
5 мифов о еде, которые все принимают за правду. Новая книга-разоблачение 5 мифов о еде, которые все принимают за правду. Новая книга-разоблачение

Какие идеи могут вредить здоровью и мешать нормализации веса

РБК
Конец сказки Конец сказки

Чем может обернуться замужество

Лиза
Открыть в приложении