История одного эксперимента: как прожить целый месяц вообще без мусора
В издательстве Individuum выходит книга журналиста Андрея Яковлева «Страна отходов. Как мусор захватил Россию и можно ли ее спасти», которая сочетает в себе журналистское исследование и внутреннее путешествие человека, задумавшегося о том, как нам жить с нашим мусором. Forbes Life публикует две главы из книги, где автор пытается прожить месяц, полностью отказавшись от отходов.
Товары без упаковки
Помочь прожить месяц без отходов мне могли бы магазины, работающие по принципу zero waste: здесь все продается без упаковки, на развес и лишь в свою тару. Таких в Москве несколько, и первый из них открыла Лариса Петракова, причем вышло это почти случайно. Она сортировала мусор и понимала, что ей самой такой магазин не помешал бы. Из любопытства она спросила, сколько стоит арендовать небольшой торговый контейнер около станции метро «Мякинино». В ответ ее попросили подробно рассказать, что она хочет открыть. Сделав презентацию, Лариса узнала, что аренда стоит недорого, и решила действовать, раз уж все придумано.
Ассортимент магазинов zero waste — товары, которые сложно найти в обычных продуктовых без упаковки, и те, которые точно перерабатываются. Макароны, мука, киноа, натуральная косметика, мыло, орехи, бобы, приправы, специи, мюсли, хлопья, масло, мед, шампунь, биоразлагаемые средства для мытья посуды и стирки, а также жестяные трубочки для питья, тканевые бахилы, щетки для посуды, которые принимают в переработку, восковые салфетки вместо пищевой пленки, многоразовые прокладки и менструальные чаши.
В подобном магазине на Тверской улице все предметы разложены по баночкам и прозрачным вертикальным трубкам. Нет визуального мусора и разноцветных лейблов, все минималистично и просто. Вот перед глазами за стеклом гречка, а вот рядом ее цена. В магазин можно прийти без экосумки и своих баночек для специй или крупы — всё это продают тут же.
А вот шампунь или жидкое мыло отпускают только в бутылку покупателя. Главное, чтобы у посетителя не появился мусор после похода в магазин. Хотя в первый раз я пришел туда без тары, и, когда решил купить пастилу, мне пришлось просить завернуть ее. С недовольным и непонимающим видом продавец упаковал пастилу в бумагу. Так даже из магазина, где все товары продаются без упаковки, я ушел с оберткой.
Создатели магазина также минимизируют количество пластика, в котором привозят товар. «Конечно, если нам поставляет продукты большая компания, то у нее для каждой мелочи есть своя отдельная упаковка. Такая компания не сможет переделать свои бизнес-процессы под мой маленький магазин, — рассказывает основательница магазина Лариса Петракова. — С экопоставщиками все проще, можно договориться о поставке в оборотной таре. Например, американская компания Klean Kanteen, которая заботится об экологии, посылает нам бутылки без упаковки. А коробки, в которых приезжают их бутылки, запечатаны бумажным скотчем с клеем на растительной основе». Единственное, с чем Петракова точно не может справиться, — это бумажные чеки, которые не перерабатываются и которые в России до недавнего времени надлежало печатать, даже если покупателю они не нужны.
Бизнес у Ларисы идет хорошо. В магазине чаще всего можно встретить «молодых людей примерно 30 лет, которые думают об экологии, заботятся о здоровом питании и ведут осознанный образ жизни». Среди них много веганов. Вскоре после открытия магазин переехал с «Мякинино» на «Хлебозавод», а потом открылась и вторая точка на Тверской улице.
Что касается цен: товары здесь стоят дороже, чем в обычных супермаркетах. По словам создателей магазина, они продают качественные натуральные продукты, только вот регулярно покупать в таком магазине продукты накладно. Килограмм гречки, например, стоит на 20 рублей дороже, чем в «Ашане», вермишели — на 30, йогурты и сметана в три раза дороже, а буханка хлеба может обойтись в 150 рублей. Поэтому сейчас стать постоянными покупателями этого магазина могут только посетители «Азбуки вкуса». Для многих других людей здесь слишком дорого, и даже отсутствие упаковки не делает товары дешевле. Хотя Петракова и уверяет, что некоторые товары сэкономят немало денег: например, многоразовые хлопковые подгузники позволят выручить примерно 50 тысяч рублей.