Стать ее голосом: как журналистка из США открывала неизвестных художниц Возрождения
Эпоха Возрождения ассоциируется с именами художников-мужчин, но во Флоренции XV века творили и женщины. Их имена забыты, а работы утеряны. Рассказываем, как некоммерческая организация Advancing Women Artists, основанная журналисткой Джейн Форчун, более десяти лет занималась их поиском и изучением
«Я взяла на себя обязательство стать ее голосом»
В середине 2000-х американка Джейн Форчун случайно наткнулась на книгу о монахине Плаутилле Нелли, которая жила во Флоренции в XVI в. Форчун, которая работала культурным обозревателем во флорентийской газете The Florentine, была поражена живописью Нелли, ее энергией и при этом тонкостью деталей. Но когда она расспросила о художнице знакомых флорентийцев, оказалось, что о ней никто не знал.
«Я обнаружила, что никто не был знаком ни с ней, ни с ее работами, ни с ее именем. Она очаровала меня, и я взяла на себя личное обязательство стать ее голосом 430 лет спустя — голосом, которого у нее никогда не было. Я хотела обнаружить скрытую сторону наследия Флоренции», — рассказывает Форчун. Работа над тем, чтобы «дать голос» забытым художницам, стала делом всей ее жизни. В 2009 году Джейн Форчун основала организацию Advancing Women Artists, или AWA (англ. «Продвижение женщин-художников»).
Флоренция — город, где женщин-художниц было особенно много. Благодаря покровительству династии Медичи здесь процветало искусство. И даже в 1494–1498 годах, когда фактическим правителем города был Джироламо Савонарола, крайне негативно относившийся к любым проявлениям роскоши и сжигавший картины на «кострах тщеславия», живописью и миниатюрой продолжали заниматься монахини — Савонарола считал, что так у женщин не будет времени на лень и праздность. Это одна из причин, почему много картин женщин-художниц оказались забытыми в стенах монастырей.
Участницы феминистского арт-активистского коллектива Guerrilla Girls подсчитали, что сейчас женщины-художницы зарабатывают примерно 80% от заработков художников-мужчин. Но в эпоху Возрождения и Барокко, говорят сотрудники AWA, работы художниц могли цениться не меньше, а то и больше. Например, Артемизия Джентилески (1593–1653) за некоторые заказы получала в пять раз больше, чем коллеги по цеху. Возможно, это объяснялось тем, что, выполняя заказы на портреты (особенно парные — их заказывали к помолвкам), художницы оказывались внимательнее к деталям, которые отражали статус заказчика.
И все же занятие искусством не считалось подходящим для женщины. Искусством занимались, как правило, дочери художников, как та же Джентилески или Лавиния Фонтана (1552–1614). «Необходимость уделять определенное время тем или иным общественным функциям, ожидаемая от них деятельность… сделали саму идею полностью посвятить себя профессии художника невозможной, немыслимой», — пишет историк искусства Линда Нохлин, отвечая на вопрос о том, почему мы почти не знаем великих женщин-художниц. Кроме того, их работы реже оказывались в музейных коллекциях и каталогах. Иронично, что живший в XVI в. историк искусства Джорджо Вазари, оставивший описания работ многих своих современников, о Плаутилле Нелли заметил: «в домах сеньоров Флоренции было так много ее картин, что было бы утомительно перечислять их все», — а сегодня мы почти не знаем о них. Те же работы художниц, что попадали в музейные коллекции, редко выставлялись и исследовались.