«Соседский капитализм»
Монография историка, писателя и петербургского краеведа Льва Лурье «Соседский капитализм. Крестьянские землячества Петербурга конца XIX — начала XX века» (издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге) — масштабное исследование механизмов миграции крестьян-ремесленников из провинций в столицу Российской Империи незадолго до революции. 19 апреля Льву Яковлевичу исполняется 70 лет. N + 1 поздравляет автора с днем рождения и предлагает своим читателям ознакомиться с отрывком, посвященным особенностям расселения и бракосочетания в среде небогатого купечества.
Соседи
Как показал Джон Бейтер, особенность Петербурга — стремление собственников жить как можно ближе к своему рабочему месту, производству, лавке. Огромное количество магазинов, мастерских, трактиров находилось прямо в домах жительства их хозяев. В 1867 году в домах, где помещались их булочные, жило 98,6% булочников, 94% хозяев магазинов готового платья, 98,7% владельцев ювелирных магазинов, 93,7% торговцев ювелирными изделиями и все владельцы кузниц. Ситуация не особо поменялась к 1912 году: работало по месту жительства 92,8% содержателей кузниц, 92,0% владельцев булочных, 82,5% магазинов готовой одежды, 92,5% ювелирных мастерских, 66,4% магазинов ювелирных изделий.
Как показывают подсчеты, в 1912 году, например, 76,3% крестьян-предпринимателей, приписанных к Ярославской губернии, жили и владели заведениями в одном и том же доме. Большинство торговых заведений и ремесленных мастерских открывалось в зоне шаговой доступности от клиентов, и потому предприниматели селились более-менее равномерно и в центре, и на окраинах.
Но в Петербурге существовали и зоны повышенной концентрации торгового люда. Это прежде всего кварталы, прилегавшие к главной торговой улице города — Большой Садовой с ее Гостиным, Апраксиным и Щукиным дворами, Мариинским, Сенным, Горсткиным, Никольским, Старо- и Ново-Александровскими рынками.
Так, в 1869 году личные и потомственные почетные граждане и купцы составляли 4,4% населения Петербурга, но 7,1% среди жителей 2-го участка Московской части, 7,0% — 3-го участка той же части, 8,0% — 1-го участка Спасской части. В 1-м участке Васильевского острова торговое сословие составляло 8,0% населения, а в 1-м Рождественской — 7,6 %.
В 1900 году потомственные граждане и купцы составляли 4,8% населения Петербурга. Много больше среднего жило рядом с Сенной площадью: Спасский 2-й участок — 8,5%, Казанский 3-й участок — 6,2%, в 1-м участке Васильевского острова 8,3%. Купеческими кварталами по преимуществу оставались берега Фонтанки, южнее Невского. Здесь жило 37,5% петербургских почетных граждан и 18,2% купцов.
На Владимирском, Загородном, Стремянной, Разъезжей, в Дмитровском и Свечном переулке, околотке, который с XVIII века называли Придворной слободой, и мелкие лавочники, и представители таких видных купеческих династий, как Целибеевы, Растеряевы, Новинские, Крючковы, Дерновы, Максимовы, Лейкины, Парфеновы, имели или снимали недвижимость. Они ходили друг к другу в гости, крестили, отпевали и венчали, отмечали двунадесятые праздники в церкви Владимирской Божьей Матери. Лучшее описание здешних мест — у Николая Лейкина, который провел в этом околотке большую часть жизни.