Сооснователь «Кухни на районе» — о «Москве без плиты»
В апреле проекту «Кухня на районе» исполнился год. Как бизнесу удается существовать и даже развиваться в кризис, «РБК Стиль» выяснил в разговоре с одним из его основателей Кириллом Родиным.
В условиях карантина и самоизоляции на помощь ресторанной доставке приходят сервисы dark kitchen, которые готовят согласно рецептуре и технологическим картам блюда закрывшихся на время карантина ресторанов. Основным локомотивом этого направления бизнеса стала «Кухня на районе», которая имеет свыше 30 фабрик-кухонь, рассредоточенных по всей территории столицы, и готова кормить ежедневно всех москвичей без исключения.
«Кухня на районе» — это и название, и, собственно, суть бизнес-идеи, которая пришла в голову основателям инновационного Рокетбанка три года назад. Все работает как часы: с рынков и фуд-складов на оборудованные фабрики-кухни завозят свежие продукты, повара по составленным технологическим картам готовят блюда, а курьеры на велосипедах развозят их клиентам в радиусе пары километров. Время доставки блюд после заказа в пределах 30 минут. Сейчас же, в условиях самоизоляции сервис предложил пользователям помимо собственного меню еще и меню из закрывшихся из-за пандемии ресторанов (кафе музея «Гараж», Dizengof99, «Дом культур» и т.д.). При этом все рестораны, участвующие в проекте, будут получать 10% от продаж блюд, приготовленных по их рецептам. Но мы немного забежали вперед.
О том, как все начиналось, рассказывает один из четырех отцов-основателей «Кухни на районе» Кирилл Родин: «Это был инстинктивно родившийся проект, который появился из-за наших потребностей. В 2017 году доставки толком не было, ждать приходилось час-два, да и разнообразия выбора не наблюдалось. Мы сидели в офисе Рокетбанка и вокруг были только кафешки столовского формата. Очень захотелось получать горячую еду в течение 15–30 минут, нажав пару кнопок. Так родилась идея сервиса для доставки еды сотрудникам нашего банка — "Рокеткафе". В приложении можно было заказать кофе, сэндвич или даже кальян прямо к рабочему месту. Приложение восприняли на ура, тогда мы с партнерами (Олегом Козыревым и Алексеем Колесниковым) наняли двух поваров, баристу и сделали меню на десяток позиций и запустили проект. Скоро им начали пользоваться и гости, приходившие в офис Рокетбанка. Тогда нам стало ясно, что проект сможет работать и в городе. Уже летом 2017 года мы запустили "Кухню на районе", а CEO проекта стал Антон Лозин, взявший на себя организацию и операционную деятельность кухни и доставки. Он до этого занимался сервисом доставки Smartomato, так что необходимый опыт был».
— Как пошел проект, ведь конкуренция в этом сегменте рынка очень высокая?
—Оказалось, что проблема с питанием не только у нас одних. Мы сделали страницу в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), запустили таргетированную рекламу и увидели, какое количество заказов нам пошло помимо Рокетбанка. А когда видишь, что незнакомые тебе люди оставляют отзывы, делают заказы, то понимаешь, что это уже не развлечение, а начинается реальный бизнес. Колесников прописал концепцию сервиса: фабрика-кухня неподалеку от офиса, большой выбор простых блюд на каждый день, доставка за полчаса (15 минут тратится на готовку и 15 минут курьер везет заказ). Первую кухню открыли в Самотечном переулке, чтобы в зону доставки попал офис Рокетбанка. Технику (печки и т.д.) для нее покупали на «Авито». Антон Лозин, по сути, и занимался кухней первый год — ездил, закупал на рынках овощи, продукты.
— На ком тестировали рецепты? Был человек в компании, которого не жалко?
— Нет, конечно. (Смеется.) У нас с первых дней работы был свой бренд-шеф — Наталья Харламова. Мы сразу сделали ставку на высокое качество блюд, ведь готовили еду для себя. Хотели питаться вкусно и разнообразно. Антон в самом начале попросил Наталью разработать меню, и с тех пор она с нами.
Оказалось, что проблема с питанием не только у нас одних.
— А сколько блюд у вас сейчас в базе и насколько быстро вы можете менять меню?
— Точно не помню. По-моему, 3,5 тыс. Начинали мы с сотни блюд, но решили, что постоянно будут появляться одно-два новых блюда, а пара будут убираться в архив. Причина проста: через несколько недель после запуска проекта мы обнаружили, что люди начинают отказываться от сервиса. Мы спросили их, что не так. Ответ был простой: «Слишком мало блюд, все быстро приедается». Поэтому мы решили создать эффект «постоянно нового меню» — непрерывно ротировать блюда, чтобы они не успевали надоедать. И сейчас в еженедельной ротации порядка 100 блюд. При этом 3,5 тыс. рецептов и технологических карт лежат в базе. Чтобы ввести блюдо в меню, достаточно нажать пару кнопок.
— У вас достаточно невысокие цены на еду. Как вы этого добились, ведь хорошие продукты стоят недешево плюс маржинальность, которую никто не отменял?
— Для этого мы очень много работали и на всех этапах использовали IT-решения. Что касается цены, то мы хотели занять ценовую нишу рядом с заведениями типа «Братьев Караваевых». Столовки дешевые, а «Братья Караваевы» все-таки next level. Это еще не «Кофемания», но уже не столовка. По ценнику ориентировались на них. Кстати, иногда я там ем. Мне вкусно.
— То есть вы изменяете любимой «Кухне на районе»...