Елена Аникеева: Как женщине добиться успеха в бизнесе
Как в реалиях российского рынка превратить себя в бизнес-леди, используя при этом сильные стороны своего пола? Основатель и арт-директор дизайн-студии Pixies и сооснователь бренда Lokoto Елена Аникеева рассуждает о женском бизнесе, феминизме в России и в мире, а также дает несколько советов предпринимателям
Рамки и ограничения. «Женщина, знай свое место!» Раз уж мы затронули тему женщины в бизнесе, уместно пошутить в лучших сексистских традициях. Мой предпринимательский путь — это не прямая линия, а синусоида со своими взлетами и падениями. Не могу сказать, что мне чинили препятствия и вставляли палки в колеса, потому что я женщина. Да, я допускала ошибки, но сама, без помощи третьих лиц, и всегда брала на себя ответственность за свои действия.
Мой принцип: «Вижу цель — не вижу препятствий». Такой стиль бизнеса приписывают мужчинам, хотя не все они такие уж пробивные, как и далеко не все девушки пасуют перед трудностями, останавливая на скаку не только коня, но и ломая целый пласт ожиданий социума. На мой взгляд, пол не имеет значения, когда речь идет о профессионале. Сильный ищет возможности, слабый — отговорки. Как в бизнесе, так и в творчестве рамки только у нас в голове.
Грамотное использование преимуществ. Что в женщинах от гендера, а что от воспитания? Вопрос спорный, но нет необходимости в помощи знатоков, чтобы определить: в подавляющем большинстве женщины обладают теми качествами, что мужчинам реже достаются по дефолту. Женщина задает тон и настроение коллективу, питает всех энергией. То самое понятие «хранительница очага» можно применить и к бизнесу, который она любовно выстраивает и облагораживает. Так, женщинам из-за особенностей воспитания и социального давления больше свойственна эмпатия и менее свойственна самоуверенность (не путать с уверенностью в себе, хотя это близкие понятия). Женщина лучше чувствует людей, что особенно помогает при формировании команды и принятии решений, связанных с будущим компании. Женщина эмоционально более вынослива, потому что по природе своей живет в состоянии неопределенности. Биологически это проявляется в процессе родов. Долгое пребывание в состоянии турбулентности, вопросы «что происходит?» и «когда это уже случится?» — те же чувства испытывает предприниматель, потому что бизнес — это перманентная неопределенность.