Британская корона показала миру свои русские сокровища: что в закромах?
В издательстве «Слово» вышла книга «Русские сокровища британской короны» с 400 иллюстрациями — подробный красочный рассказ взаимоотношений России и Великобритании через произведения искусства: от яиц «Фаберже» до малахитовых ваз Демидовских мастерских. Forbes Life публикует отрывок из книги
По сути «Русские сокровища британской короны» — каталог выставки «Россия: королевская семья и Романовы», которая прошла в 2018-м году в Букингемском дворце. Выставка была посвящена истории династических и культурных взаимоотношений России и Великобритании, изложенной языком искусства. Вслед за выставкой историю рассказывает книга. Forbes Life публикует фрагмент главы о русском декоративно-прикладном искусстве, о «Фаберже» и работах Императорского фарфорового завода в собрании Виндзоров авторства Каролины де Гито.
Русское декоративное искусство представлено в королевской коллекции всевозможными национальными ремеслами, среди которых резные изделия из камня и металла, мебель, скульптура, фарфор, стеклянная посуда, текстильные и ювелирные изделия. Хотя производство и материалы были российскими, эти предметы нельзя рассматривать как чисто национальное явление, поскольку в имперский период Россия не была изолирована от Европы. На деле западноевропейское влияние во многом определяло национальные устремления — примерно вплоть до конца XIX столетия, когда под влиянием модерна начал развиваться по-настоящему самобытный неорусский стиль.
Русское декоративное искусство демонстрирует во многом общую для правящих династий России и Великобритании эстетику. В конце XIX и начале XX века как Николай II, так и Эдуард VII (а позднее и Георг V) жили в довольно скромных, зачастую переполненных интерьерах в викторианском стиле, которые были заставлены предметами, созданными фирмами, пользовавшимися покровительством обеих династий, исполненными в общих традициях. Эти приватные покои разительно отличались от величественных приемных залов с их грандиозным великолепием, которые использовались для торжественных случаев и официальных увеселений. Начало этой эстетике положила усиленная вестернизация Санкт-Петербурга — новой российской столицы, основанной Петром Великим в 1703 году и, начиная с XVIII века, населенной большим числом британских граждан. Среди британских экспатриантов были художники и ремесленники, которые, зачастую воодушевленные покровительством императора, стремились создать собственные фирмы в России. Например, Франц Гарднер, основавший в 1766 году фарфоровую фабрику, а также многочисленные золотых и серебряных дел мастера, многие из которых были поставщиками фирмы «Никольс и Плинке» (Невский проспект, 16), известной также под названием «Английский магазин». Экспорт талантов в противоположном направлении начался только в XX веке, когда в Лондон приехали русские художники и ремесленники, поддерживая тем самым растущий интерес к стилю à la Russe. Одним из наиболее значительных достижений было создание единственного зарубежного филиала фирмы Карла Фаберже в 1903 году.