Урбанистика: Команда краеведов «Гэнгъ»
Сити-блогеры Максим Косьмин, Ксения Сидорина, Алексей Шишкин, Мария Тычинина перешли от слов к делу: не просто постят фоточки красивого Петербурга, а отмывают исторические парадные и проводят первый в городе масштабный фестиваль краеведения «Крайкон».
Почему интерес к краеведению появился именно сейчас
Мария Тычинина: Я выросла в старом фонде — в историческом доме находилась моя школа, в таких же жили все мои друзья. Эта красота все время была вокруг, но совершенно меня не трогала, так же как история моего рода и города. Толчком, пробудившим во мне интерес ко всему этому, стала смерть близкого человека — меня здорово накрыло, когда я осознала, что могла бы о многом с этим человеком поговорить, но теперь это невозможно. Я до сих пор живу с этой мыслью, возможно, занимаюсь генеалогией, чтобы компенсировать ту потерю. И для многих, с кем я общаюсь, катализатором интереса к истории стал уход из жизни родных — когда ты понимаешь, что именно утрачиваешь, то начинаешь обращать на это внимание.
Ксения Сидорина: Все исторические исследования краеведов — это попытка нагнать то, что у тебя прямо сейчас уходит из рук.
Максим Косьмин: Потерь стало больше в 1990-е, тогда этот процесс очень ускорился: у людей появились деньги, все приватизировали свои квартиры, горожане выкупили потрясающие коммуналки и начали делать в них евроремонты. Многим тогда казалось, что круто — это не так, как в СССР. Люди жили с лепниной на потолке, а тут им захотелось сделать все по-европейски, по-современному, чистенько и комфортно. Они завезли все эти невероятные материалы вроде подвесных потолков «Армстронг», и лепнина оказалась просто лишней. На рубеже веков город потерял еще и большую часть исторических дверей в парадные — тогда их массово меняли на уродливые металлические. Но в последнее время люди стали разочаровываться в подвесных потолках из квадратиков — выяснилось, что евроремонт не делает тебя счастливым.
Ксения: Ты можешь копировать западную жизнь, но не станешь европейцем по щелчку пальцев. Фактура всегда интереснее, а внутренние искания помогают открыть что-то новое в себе. В 1990-е было стыдно вспоминать о своем прошлом, а сейчас мы, кажется, приняли свой опыт. Россия — взрослеющий подросток.
Максим: История нашей страны очень неоднозначная, особенно XX век. И чем она сложнее и непонятнее, тем интереснее ее постигать. Краеведческие проекты есть во многих странах — например, существует масса американских блогов про старые виллы. Но там с ними все более-менее понятно: хозяева менялись нечасто, никто ничего ни у кого не отнимал. У нас же блага постоянно перераспределялись, поэтому интересно докопаться, кому принадлежала та или иная квартира, что с этими людьми стало. За каждым домом в Петербурге стоит личная трагедия.
Ксения: В нашем совсем недавнем прошлом был короткий период, когда идеология немного отступила, — с середины нулевых до 2014 года можно было выдохнуть, не думать о «великой истории» и посмотреть вокруг. Я думаю, люди, которые занимаются краеведением сейчас, сформировались именно в тот момент. Меня, например, не воспитывали в рамках какой-то определенной идеологии. Когда тебе перестают ссать в уши — глаза открываются.
Алексей Шишкин: Есть еще один значимый, на мой взгляд, момент. После 2014 года в России сузилось пространство для общественной активности. Независимым людям все сложнее заниматься политикой и урбанистикой, не получив ярлык «оппозиционеров», «бандерлогов» или «иностранных агентов». И те, кому важно то место, в котором они живут, начинают вместо преобразования настоящего направлять свои силы на исследование прошлого. Это часто даже не осознается ими самими. Просто «краеведческий бум» настигает нас раз за разом во времена застоя и реакции — так уже было в 1970-е.
Как появилась идея мыть парадные
Ксения: С парадными все вышло случайно — в одной из них мы заметили подпирающий дверь изразец, зашли и увидели разрисованную печь в ужасном состоянии. Подумали: «А почему бы нам ее не помыть?» Лично меня в этой печке зацепило еще и то, что про нее много кто из краеведов писал в духе «погибает красота!», но никто не пытался что-то сделать. Мы написали об этом в своих блогах (все, кроме Макса, ведь, учитывая популярность его инстаграм-аккаунта @maax_sf, у которого 182 тысячи подписчиков, пришлось бы мыть целый квартал) — к нам присоединились сорок человек, так что заодно мы отмыли еще две парадные.