Как программист с Урала зарабатывает сотни тысяч долларов в год на продаже советского БАДа в Калифорнии
Яхты, пальмы, дорогие автомобили — в соцсетях 32-летнего Андрея Коновалова нет и намека на то, что раньше он работал электриком на комбинате в Челябинской области. Как предприниматель подсадил американцев на экзотическую добавку — алтайское мумие — и вышел на уровень продаж $50 000 в месяц?
Андрей Коновалов родился в закрытом моногороде Озерск Челябинской области с населением 80 000 человек — примерно столько же проживает в районе Западное Бирюлево в Москве. Главный центр притяжения в Озерске — градообразующее производственное объединение «Маяк» по производству компонентов ядерного оружия. На заводе работает большинство горожан. Коновалов не стал исключением: параллельно с учебой на программиста в Южно-Уральском университете он подрабатывал на предприятии электриком.
Из города металлургов в город ангелов
В 2011 году Коновалов прошел отбор в программе Work and Travel USA и впервые попал в Америку. Страна покорила молодого человека, и он решил там остаться. «После маленького Озерска, где почти все население перерабатывает ядерные отходы на заводе, а предел мечтаний — повышенная пенсия, Лос-Анджелес казался раем на Земле. Меня захлестнуло чувство свободы», — вспоминает предприниматель. Коновалов решил остаться в США во что бы то ни стало, несмотря на плохое знание английского языка и отсутствие знакомых.
Чтобы быстрее интегрироваться, он старался общаться только с местными жителями, и вскоре у него появилась девушка-американка. В первое время перебивался подработками, потом удалось устроиться программистом в обувную компанию Shoedazzle, торговавшую обувью по подписке. Именно там Коновалов обучился принципам маркетинга — в будущем это помогло ему развить собственный онлайн-бизнес.
За пару лет жизни в «золотом штате» Коновалов превратился в типичного калифорнийца: стал следить за режимом сна, увлекся модой на здоровое питание, испробовал голодание и детоксы, а также заинтересовался биодобавками. «Как-то друг рассказал мне про знакомого, который пьет что-то черное из Индии и выглядит благодаря этому лет на 10 моложе. Оказалось, он употребляет странную штуку под названием shilajit. Я тоже хотел попробовать, но она стоила очень дорого — $80 за 10 г», — рассказывает Коновалов. Погуглив, он понял, что загадочный шиладжит не что иное, как алтайское горное мумие — биодобавка, популярная в СССР. Мумие представляет собой вещество, похожее на черную смолу, которое добывают из расщелин в скалах. Больше всего этой смолы находят в горах на Алтае и в Гималаях. Считается, что мумие обладает лечебными свойствами и повышает общее качество жизни, но как лекарство добавка не сертифицирована. Коновалов нашел в интернете частных продавцов горного бальзама из России и договорился о доставке пробной партии. На родине мумие стоило в десятки раз дешевле — порядка $2 за 15 г. Предприниматель заверяет, что эффект от употребления не заставил себя долго ждать: у него улучшился сон, поднялось настроение, появилось больше энергии.
При этом, БАДы нельзя воспринимать как лекарственное средство, напоминает врач-токсиколог и научный журналист Алексей Водовозов. «БАД — это пища. Оценивать эффективность биодобавок — все равно что пытаться определить этот показатель у морковки. По определению они могут применяться для коррекции состояния в рамках физиологической нормы, но, как только речь заходит о патологии, должны уступать место лекарственным средствам». Упаковки БАДов должны четко маркироваться надписью о том, что содержимое не является лекарством, подчеркивает эксперт. Тем не менее, потребители и в России, и в США часто путают сущности, констатирует Водовозов: «БАД — это не нечто «натуральное, безопасное и эффективное», чем можно заменить «химические» лекарства. Это пищевой продукт, который стараются втиснуть в фармацевтическую нишу и на этом основании продать подороже. Добавки активно мимикрируют под лекарства — у них похожие упаковки, их фасуют в капсулы или таблетки, внутри есть инструкция и продаются они в аптеках, так что потребителям нужно быть бдительными».