Надежная база и пространство для риска. Как помочь ребенку с выбором профессии
Исследования показывают: насколько ваши дети будет успешными, зависит от среды, в которой они воспитаны. Им нужны консультанты — родители или другие близкие взрослые, которые оказывают ключевое влияние на их профессиональное самоопределение. Что это значит — быть таким консультантом для своего ребенка?
Родители готовы на все, чтобы их ребенок получил необходимую профессию, потому что для них это часто приравнивается к достижению успеха в жизни. В погоне за этой призрачной идеей они зачастую забывают о самом ребенке: его желаниях, тревогах, заботах. Они нанимают армию репетиторов и даже становятся инвесторами первого бизнеса своих детей. Но делает ли это, в конечном счете, их детей по-настоящему счастливыми? К сожалению, не всегда.
Семья как надежная база
Основатель Петербургской школы психотерапии Владимир Мясищев говорил, что склонности и способности детей формируются, в первую очередь, благодаря поощрениям и похвалам окружающих. Так что этот вопрос нельзя рассматривать вне системы взаимоотношений в семье.
Профессор Сандра Блэк напрямую связывает успех детей с успехом родителей. В своем исследовании она внимательно прослеживает эту связь, но отмечает, что стремление быть успешным передается через среду, в которой воспитываются дети, благодаря доступу к дополнительным инструментам в образовании. И здесь важное уточнение: это не передается генетически. Например, именно друзья родителей часто становятся менторами или даже инвесторами в первых компаниях, которые основывают дети.
Джон Боулби и Мэри Эйнсворт впервые стали упоминать термин «надежная база» (secure base) по отношению к семье, когда исследовали теории привязанности. Роль родителей в этой системе заключается в том, чтобы давать своим подопечным не только заботу, спокойствие, социальное окружение и привилегии, но и пространство для риска. В таком случае у детей формируется «надежный, или уверенный» стиль привязанности. В свою очередь, если возникают перекосы в сторону излишнего покровительства или, наоборот, жесткой требовательности, у детей развивается амбивалентное поведение. Такой человек перестает относиться к окружающим или к себе с «безусловным позитивным принятием», становится либо несамостоятельным, либо чрезмерно пессимистичным.
Американский исследователь Джон Крумбольц считает, что процесс профессионального самоопределения непосредственно связан с переработкой определенной информации, полученной ребенком во время контакта с консультантом, в роли которого могут выступать как сами родители, так и люди из ближнего круга ребенка.