Прожито
Эго-cвидетельства и блокадные дневники: Проект «Прожито» европейского университета в Санкт-Петербурге создан историком Михаилом Мельниченко. это первый в России опыт общественной архивистики, то есть работы по сохранению исторических документов, которой занимаются самые обычные люди наравне с профессиональными исследователями. Сотрудники и волонтеры «Прожито» (а за семь лет работы в нем приняли участие больше 1000 волонтеров!) собирают и оцифровывают дневники на русском, украинском и белорусском языках и выкладывают их с разрешения авторов и наследников в открытый доступ. Сейчас на сайте prozhito.org опубликовано более 2500 записей, самые ранние из которых датируются XVIII веком. В 2021 году команда проекта выпустила печатный том блокадных дневников — тираж книги был распродан почти мгновенно.
Чтение чужих дневников — разве это не вторжение в личную жизнь?
Это вторжение в личную жизнь — и ему можно поставить определенные рамки. Да, мы работаем с очень чувствительными данными, и нужна деликатность. Первое, что мы объясняем родственникам, — они сохраняют полный контроль над текстом. Если им кажется неправильным что-то публиковать, мы готовы делать изъятия с пометкой, чтобы читатель понимал: дневник опубликован не полностью и здесь есть сюжетные линии, которыми наследники решили не делиться.
С родственниками есть еще один деликатный момент. Часто, когда с дневниками работают дети или внуки, у них есть сложившийся образ автора. Им нужно объяснять, что дневник — терапевтический инструмент, куда человек мог сливать раздражение. Раздраженный тон, которым пишет о тебе родной человек, мог быть следствием сиюминутного состояния. Дневник — место, где человек может прокричаться, чтобы спокойным двигаться дальше.
А есть люди, которые предлагают свои собственные дневники к публикации?
Да, есть. Без таких людей у нас бы не было, например, 1990-х годов совсем.
Что ими движет? Душевный эксгибиционизм?
Ну я не думаю, что это эксгибиционизм. Вот ты всю жизнь пишешь о себе книгу, и тебе нужен читатель. Ты себя вписываешь в ландшафт, ты участник событий, у тебя есть мнение, ты любил кого-то, тебя любили. Хотеть после смерти существовать в памяти людей и оставить после себя текст — это естественно.
«Прожито» — что это, кроме как архив и попытка систематизировать дневники?
«Прожито» — это научный центр в Европейском университете, у нас несколько направлений работы. С одной стороны, мы собираем цифровую коллекцию документов из семейных архивов (дневников, воспоминаний, переписки, фотографий), у которых не так много шансов добраться до исследователей и до читателей. А с другой стороны, хотим понять, по каким законам эти документы создаются и что имеют в виду их авторы, когда документируют свою жизнь.
Какие задачи у «Прожито»?
Мы работаем для профессиональной аудитории и позиционируем себя как научный проект, но по счастливому стечению обстоятельств наша непрофессиональная аудитория гораздо шире. Люди воспринимают нас как проект мемориальный и даже развлекательный. Мы знакомим со свидетельствами истории, не прошедшими обработку цензурой. Мы говорим с обществом голосами наших авторов — даем трибуну людям, которые и не знали, что у них будет такого размера аудитория. Мы публикуем документы, не разделяя их на хорошие или плохие.