Олеся Новикова
Новой (долгожданной!) примой Мариинского стала хрупкая красавица Новикова — шесть лет театр не давал этот желанный статус своим артисткам, но в итоге решился: «повышение» получила образцовая Жизель, мама троих детей, наследница (и отличница!) Ленинградской школы балета.
Перед стартом театрального года в Мариинском опускают в партер главную люстру весом в 2,5 тонны и вручную очищают от пыли каждую драгоценную подвеску (а их 23 000!) — мы попросили Олесю Новикову присоединиться к священнодействию и рассказать Ольге Угаровой о новом сезоне в статусе новой примы.
Прима
Летом Мариинский театр закрыл свой посткарантинный сезон — он длился 13 месяцев. Выйдя после локдауна на работу, артисты практически не покидали сцену больше года. 20 июня — под занавес этого изматывающего марафона — на финальных поклонах спектакля «Раймонда» с Олесей Новиковой в главной партии выходит глава балетной труппы Юрий Валерьевич Фатеев (и. о. художественного руководителя. — Прим. ред.) с букетом цветов и сообщает: Новикова — прима. Зал охает — и рукоплещет. Все понимают — присутствуют при историческом моменте: раньше о повышении балерины Петербург узнавал из прессы, но не в этот раз. Мариинский позаимствовал традицию Парижской оперы: балерину поздравили не в отделе кадров, а на сцене с фейерверком из золотых конфетти, под овации артистов и педагогов, зрителей и семьи. О том, что Новикова не знала заранее о «назначении», было видно даже из лож бенуара.
Когда вам сообщили, что теперь вы — прима?
Я узнала о «повышении», только когда на сцену вышел Юрий Валерьевич. Но быть может, и хорошо, что я ни о чем не подозревала. «Раймонда» — один из моих любимых спектаклей, легенда о любви прекрасной дамы и венгерского рыцаря. Но это и сложный трехактный балет. Он весь построен вокруг балерины, у которой много вариаций и два больших медленных адажио. В «Лебедином озере», например, всего одно. Три часа я думала только о том, чтобы выжить физически и эмоционально, этот балет — настоящая махина. Но думаю, со стороны церемония выглядела красивой.
Мы были на этом спектакле и очень радовались за вас. За один только вечер под нашим постом c поздравлениями в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) @sobaka_ru появилось больше ста комментариев: петербуржцы писали, что вы для них уже давно прима. А вам не хватало официального статуса?
Балерины постоянно сталкиваются с тем, что на афишах сборных гала вне твоего родного театра, программках, добавляют «первая солистка» или «корифейка», что соответствует второй ступени в кордебалете нашей «карьерной лестницы». Ты можешь исполнять сложнейшую ведущую партию, а тебя атрибутируют «разрядом». Почему бы просто не писать «балерина»? Меня всегда напрягала эта бюрократическая дотошность в опознавании артиста.
Вы были первой солисткой 15 лет. Как думаете, почему не повысили раньше?
Мне трудно оценивать эту ситуацию изнутри. Руководству безусловно виднее со стороны: оно лучше понимает расположение сил и возможностей каждого артиста. На самом деле кто-то достоин уже в 20 лет получить приму! А кому-то нужно больше трудиться. Но в конечном итоге, я рада: прежде всего из-за мамы, которая трудилась на трех работах, чтобы меня вырастить.
Она была в зале в день назначения?
Да — именно по случаю моего выхода в балете «Раймонда». Я давно его не танцевала — с 2017 года, — и мама пришла поддержать меня. Конечно, пришла и мой педагог — Татьяна Геннадьевна Терехова. К сожалению, уже плохо чувствовала себя легендарная Ольга Николаевна Моисеева, которая не смогла быть тогда в театре. Она тоже была моим педагогом. Из-за того что ее не стало спустя несколько дней, я не очень люблю вспоминать тот вечер: он теперь связан с большой грустью. Для нас всех это большая утрата.
Академия Вагановой
В Академию Новикову сначала не принимают: на вступительных экзаменах Олесе ставят диагноз — нет данных. Это могло остановить любого десятилетнего ребенка, но не будущую приму: закончив подготовительные курсы, Новикова продолжает заниматься дома сама и в итоге все-таки проходит отбор перед самым началом учебного года — спустя всего несколько месяцев после отказа комиссии. Дальше — 8 лет учебы и ежедневный часовой маршрут из Красносельского района до улицы Зодчего Росси: на автобусе и метро.
Как в вашей жизни случились танцы?
Я в детстве выразительно читала стихи, и поначалу мне казалось, что я буду актрисой. А потом мне понравилось красивое объявление о наборе в танцевальный кружок, и я начала заниматься в детском ансамбле. Там порекомендовали попробовать поступить в Академию, где я с первого же раза благополучно провалилась.