Подвиг офицера, который пожертвовал собой, чтобы спасти заложников во время «Норд-Оста»
26 октября 2002 года произошел штурм театра на Дубровке со зрителями мюзикла «Норд-Ост», захваченными боевиками. В теракте погибли 130 человек. Среди них — подполковник юстиции Константин Васильев, который добровольно предложил террористам себя в обмен на заложников.
Вечер среды 23 октября 2002 года в Москве был обычным будним вечером. Театральный центр на «Дубровке», один из лучших концертных залов Москвы, готовился к представлению — давали мюзикл «Норд-Ост». В рекламе говорилось, что во время спектакля на сцену садится самолет, поэтому зрители с нетерпением ждали второго акта — посмотреть, как это будет.
Второй акт начался с песни летчиков. Вдруг в зале появились мужчины в военной форме и женщины в хиджабах, которые рассредоточились вдоль стен. По воспоминаниям свидетелей, сначала зрители решили, что это часть постановки. «Первая мысль была — как здорово вписали в сюжет чеченский синдром», — рассказывает оказавшаяся в числе заложников Светлана Губарева в интервью «Би-би-си». Но когда один из террористов ударил прикладом по лицу мужчину в первом ряду, стало ясно, что творится ужас. В общей сложности 916 человек, зрители и актеры (не считая тех, кто успел убежать через окна в гримерках и запасные выходы), оказались в заложниках чеченских террористов во главе с Мовсаром Бараевым.
Люди реагировали по-разному: кто-то сильно нервничал (им давали успокоительное), кто-то пытался говорить с боевиками. Были и те, кто оставался удивительно спокоен. Зрителям разрешили достать мобильные телефоны и позвонить родным, сообщить о захвате и о том, что за каждого убитого или раненого боевика террористы будут расстреливать по десять человек из зала.