Роботы с русской душой: как выпускник ВГИКа придумал сельский киберпанк, который оценил даже Дмитрий Рогозин
«Говорят, что Россия — технически отсталая страна, нет дорог, роботехника не развивается, ракеты не летают, а почта идет слишком долго. It’s a bullshit», — ролик с такой подписью был опубликован на YouTube-канале Birchpunk 19 ноября 2020 года. В нем была показана типичная русская деревня несколько веков спустя — с роботами, кибердоярками и фрактальными огурцами на грядках. За первые два дня «Русская Кибердеревня» собрала 2 млн просмотров, а на сегодняшний день его посмотрели более 10 млн раз. Рассказываем о том, как выпускник ВГИКа Сергей Васильев придумал Россию будущего с роботами, межгалактическими поездами и технологиями связи 20G.
«Сначала мы придумали образ коровы с QR-кодом, — вспоминает Сергей Васильев. — Корова была визуальным образом, который отражает в себе всю суть ролика. Все остальное — роботы, сельская местность — пошло из этого образа. Замысел появился в июле прошлого года, работать начали в августе, а в ноябре уже выпустили ролик, то есть на весь процесс ушло где-то четыре месяца. У нас даже не было предположений, что это так понравится аудитории, мы просто разослали ролик по друзьям».
Как таковой команды на тот момент у Васильева не было, и воплощать идею он позвал нескольких друзей и коллег по студии визуальных эффектов AMG VFX («Амальгама»). Сам Васильев к тому времени уже успел поработать в нескольких крупных кинопроектах. Окончив ВГИК в 2016 году, он начал работать в «Амальгаме». «Я учился в ВГИКе на экономическом факультете на продюсера, а в свободное время занимался компьютерной графикой, и после окончания института я начал потихоньку делать короткометражки. Можно сказать, что изначально я художник компьютерной графики, но с амбициями и желанием идти в режиссуру», — говорит Васильев. В AMG VFX Васильев работал над визуальными эффектами для картины «Ледокол» (реж. Николай Хомерики, в главных ролях — Петр Федоров, Анна Михалкова), трилогии «Гоголь» (реж. Егор Баранов, в главных ролях — Александр Петров и Олег Меньшиков) и сериалов «Аванпост», «Чернобыль. Зона отчуждения», «Троцкий», и т. д. В 2019 году Васильев выпустил дебютную короткометражку «И тут он открывает глаза» — про мелкого афериста, оказавшегося после смерти в загробном мире.
«Я всегда хотел делать что-то свое, мы с командой всегда снимали какие-то ролики, рекламы, нам было интересно, — объясняет Васильев. — И когда мы начали работать уже над своим проектом, было приятное ощущение, что мы делаем то, что нравится именно нам, но было бы здорово, если бы это понравилось и другим. У нас все происходило спонтанно, идея пришла — реализовали».
«Думаю, все бывали у бабушки в деревне и все сложилось из воспоминаний, впечатлений и вот такой стилистики», — рассуждает Васильев. Сначала появилась корова с QR-кодом, затем логично присоединилась сельская тематика. Поскольку на эту тему существует огромное количество советских фильмов, то в короткометражке появились отсылки к кинокартинам «Любовь и голуби», «Калина красная». А футуристические образы пришли из фильмов «Чужой», «Бегущий по лезвию» и советского мультфильма «Контакт».
Подходящую фактуру для съемок нашли на экоферме в Пронском районе Рязанской области. На съемки ушло всего два дня, а все остальное время команда работала над элементами дополненной реальности. По словам Васильева, над графикой работали 25 человек, еще 10–12 участвовали в съемках. Главную роль в деревенском киберпанке сыграл Сергей Чихачев, актер дубляжа и соавтор передачи о видеоиграх «От винта!», саундтрек исполнили Лилиана Буш и Дарья Щербак из фольклорного ансамбля «Ваня». Всех роботов первоначально играли люди, а после их фигуры в кадре заменяли анимированной графикой.