Как Иркутск вернулся к независимому театру и при чем тут фестиваль «Территория»
Театральный критик Елена Смородинова рассказывает о том, как прошел фестиваль современного искусства «Территория. Иркутск» и почему в самом городе нужно непременно заглянуть в Музей им. Сукачева и в новый дом независимого театра «Новая драма»
«Личная история». Художественный музей
Иркутск во многом — город декабристов. Здесь здорово гулять и смотреть либо дома — памятники архитектуры XIX века, либо деревянные домики. Художественный музей Сукачева — памятник архитектуры начала XX века, его главное здание, каменный двухэтажный каменный особняк с садом, построили в 1905-1907 гг. Но основную часть коллекции собрал городской голова Иркутска Владимир Сукачев как раз в середине XIX века.
Иркутский художественный музей интересен как одно из самых неожиданных собраний искусства в Сибири. Так, здесь хранится картина Ильи Репина «Нищая. Девочка-рыбачка», из-за которой в середине XX века музей даже поругался с Третьяковской галереей: москвичи очень хотели получить картину себе. Но «Девочка-рыбачка» осталась в Иркутске. Довольно быстро в Художественном музее обнаруживаются Айвазовский, очень симпатичный Шишкин, похожий на эскизы к его знаменитым работам, Моне, Писарро.
Однажды один знаменитый петербургский режиссер поделился в интервью, что ему рассказали о документе, где было указано, в какой очередности спасать из пожара экспонаты «Русского музея»: первое место делили русская икона и русский авангард. Иркутский художественный музей дает возможность увидеть неожиданные экспонаты и того, и другого. Так, в постоянной экспозиции был встречен уникальный «Портрет» Любови Поповой и одна из самых значительных в Сибири и на Дальнем Востоке коллекция икон, основу которой составляет сибирская икона (такое и друзьям из-за границы имеет смысл показать).
На «Территории. Иркутск» открылась совместная выставка Московского музея современного искусства и Иркутского художественного музея. «Личная история» посвящена портретному жанру. Кураторы — сотрудники научного отдела ММОМА Катерина Зайцева и Владимир Прохоров — решили проследить, как трансформировался метод портретирования и какие новые смыслы несет в работах художника образ человека. В экспозицию вошли как живопись, графика, скульптура, так и фотографии, и видеоарт.
«Личная история» — это более 80 произведений самых разных художников (среди них Казимир Малевич, Александра Экстер, Гриша Брускин, Владислав Мамышев-Монро, Наталия Турнова и другие), разделенные на три тематических блока: «Частное», «Общественное», «Личное». Первые два раздела — портреты в разных контекстах (например, здесь можно увидеть редкую работу Казимира Малевича — портрет его третьей жены, который относится ко времени, когда Малевичи переживали опалу и нужду). Третий раздел, «Личнóе» — история изображения лиц. Здесь кураторов интересует, как меняется манера изображения людей.