Петр и Феврония: вместе несмотря ни на что
Она хитрила, чтобы он взял ее замуж. Он хитрил, чтобы не взять. Тем не менее именно эта пара — святые покровители брака. 25 июня (по старому стилю) мы чествуем Петра и Февронию. Чему мы можем научиться на их примере? Размышляет психодраматерапевт Леонид Огороднов, автор методики «агиодрама».
История Петра и Февронии — пример того, как можно научиться любить друг друга независимо от обстоятельств. Это произошло не сразу. Их окружали недоброжелатели, не желавшие этого брака. У них случались серьезные сомнения... Но они оставались вместе. И при этом в их паре никто не был дополнением к другому — ни муж к жене, ни жена к мужу. Каждый — самостоятельный персонаж с ярким характером.
Сюжет и роли
Приглядимся к их истории подробнее и разберем ее с точки зрения психологических ролей1. Их четыре типа: соматические (телесные), психологические, социальные и духовные (трансцендентные).
Петр сражался со зловредным змеем и победил (духовная роль), но на него попала кровь чудища. Из-за этого он весь покрылся струпьями и тяжело заболел (соматическая роль). В поисках лечения его везут в Рязанскую землю, где живет целительница Феврония.
Петр отправляет к ней слугу рассказать, зачем они прибыли, и девушка ставит условие: «Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его»2 (соматическая роль — она умеет лечить, социальная — она хочет стать женой княжеского брата, существенно повысив свой статус).
Петр ее даже не видел и не знает, понравится ли она ему. Но она дочь бортника, собирателя дикого меда, то есть с социальной точки зрения ему не пара. Он дает притворное согласие, задумав обмануть ее. Как видим, он не готов сдержать свое слово. В нем есть и лукавство, и гордыня. Хотя и духовная роль у него тоже есть, ведь змея он победил не одной только своей силой, но силой Бога.
Феврония передает для Петра снадобье и велит, когда он будет мыться в бане, намазать все струпья, кроме одного. Он так и делает и выходит из бани с чистым телом — он исцелен. Но вместо того, чтобы жениться, уезжает в Муром, а Февронии отправляет богатые дары. Она их не принимает.
В скором времени от непомазанного струпа снова по всему телу Петра расходятся язвы, болезнь возвращается. Он снова едет к Февронии, и все повторяется. С той разницей, что на этот раз он честно обещает на ней жениться и, вылечившись, исполняет свое обещание. Они вместе едут в Муром.
Есть ли тут манипуляция?
Когда на агиодраме (это психодрама по житиям святых) мы ставим этот сюжет, некоторые участники говорят, что Феврония манипулирует Петром. Так ли это? Давайте разбираться.
Целительница оставляет его болезнь недолеченной. Но ведь она обещала исцелить его не в любом случае, а только если он женится на ней. Она не нарушает слова, в отличие от него. Он не женится — и не исцеляется.