Великий князь Георгий Михайлович и Виктория Романовна Беттарини

Собака.ruЗнаменитости

Meet the Romanoffs

Первого октября в Петербурге случилось историческое событие — в Исаакиевском соборе впервые за сто лет венчался потомок дома Романовых: Великий князь Георгий Михайлович и дочь итальянского дипломата Виктория Романовна Беттарини. Объясняем, почему это не только светское событие.

Текст Ксения Гощицкая

Петербург не понимал, чего ожидать от официального возвращения аристократической семьи. А вдруг они потребуют всё назад? Это венчание или коронация? Нас готовят к реставрации монархии? Вообще кто все эти люди? Тем временем западные СМИ, привычные к событиям из жизни принцев и принцесс, взахлеб описывали лавстори, тиару невесты, внушительный список приглашенных — не привычный селебрити A-list, а перечень членов правящих королевских домов.

Директор отдела моды Ксения Гощицкая приняла приглашение на торжества, чтобы разобраться, зачем Романовы вернулись в Россию — два года назад чета обосновалась в одном из особняков Старого Арбата. А поговорив с молодоженами, поняла, что если кто-то и спасет монархию, то это будет женщина: Виктория Романовна занимается благотворительностью с детства — ее семья итальянских дипломатов принимала в своем доме детей из Чернобыля, а сегодня она ведет проекты Российского императорского фонда. Титул и фамилию Виктория использует для фандрайзинга средств в фонд «Русь» — крупнейший в России «банк еды» для социально незащищенных семей и в фонд исследования онкологии.

Часть первая: профайлы

Кто такие великий князь Георгий Михайлович Романов и его супруга светлейшая княгиня Виктория Романовна Беттарини и зачем они приехали в Петербург.

Объявление о грандиозном событии — первом за 120 лет венчании представителя дома Романовых в России, в Исаакиевском соборе в Петербурге, — вызвало в нашей дорогой редакции смешанные чувства. Кто-то был в восторге — сериал «Корона» у нас дома! Кто-то принялся изучать генеалогическое древо Романовых и выяснять, какая из ветвей лучше. А я подумала: «Ура, вечеринка!» На самом деле, заявленный организаторами повод, затем растиражированный СМИ, ошибочен: в 1993 году в Спасо-Преображенском соборе Ипатьевского монастыря в Костроме великий князь Дмитрий Романович, троюродный племянник Николая II, обвенчался с княгиней Доррит Романовой. Но справедливо заметить, что это первое за 120 лет венчание представителя рода в Петербурге.

Приглашение-буклет с гербом сообщало, что мероприятия по случаю продлятся три дня, прибудет около 500 гостей, среди которых члены правящих королевских домов и представители аристократических семей со всего мира. «Хороший способ наконец-то сбыть Гощицкую какому-нибудь румынскому князю», — сказала на собрании главный редактор Милорадовская, и меня отправили в великое посольство освещать торжество. Никто не знал, что из этого получится, но перспектива поговорить с потомком семьи последнего русского императора и его невестой показалась мне заманчивой. Ну и повод вытащить из гардеробной платье black tie, конечно, тоже. Мы раздумывали над эсклюзивом, и продюсеры со стороны жениха и невесты предложили: «А давайте ваш корреспондент будет держать венец на венчании?» Спойлер: венец мне не перепал. Впрочем, к счастью — он очень тяжелый.

Итак, профайлы героев этого торжества. Георгий Михайлович Романов принадлежит к ветви Кирилловичей — потомков великого князя Кирилла Владимировича, двоюродного брата Николая II. Сразу после революции ему с беременной супругой удалось выехать из России в Финляндию, а затем эмигрировать во Францию, где он провозгласил себя Императором Всероссийским в изгнании Кириллом I. С чем, кстати, сейчас согласны не все Романовы. Его сын Владимир не стал продолжать эту традицию, но принял юридически равнозначный титул главы Российского императорского дома, который унаследовала и уже тридцать лет возглавляет его дочь — Ее Императорское Высочество Государыня, великая княгиня Мария Владимировна. Ее сын от Франца-Вильгельма Гогенцоллерна, принца прусского, Его Императорское Высочество Государь, наследник-цесаревич и великий князь Георгий Михайлович родился в Мадриде. Впервые оказался в Петербурге и вообще в России в 1992 году на похоронах своего дедушки. Как и многие наследники аристократических домов Российской империи, Владимир Кириллович начал приезжать в Россию в 1990-х — в мечтах наладить связи с родиной. По приглашению мэра Анатолия Собчака принимал участие в торжествах по возвращению Ленинграду исторического названия, встречался с президентом Ельциным. После внезапной смерти во Флориде останки Владимира Кирилловича согласно завещанию были захоронены в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора (после отпевания Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Исаакиевском соборе).

Дело дедушки — восстановить кросскультурные и экономические связи — Георгий Михайлович перенял. Получив в Оксфорде высшее образование по специальности «юриспруденция», он работал в Европарламенте в Брюсселе и аппарате Европейской комиссии в Люксембурге. В 2008 году стал советником генерального директора компании «Норильский никель». После завершения контракта основал консалтинговую фирму «Романов и партнеры » и занимается защитой российских производителей на международном рынке. В 1992 году получил паспорт гражданина Российской Федерации, а в 2017-м переехал в Москву и занимается проектами всероссийского благотворительного «Фонда продовольствия “Русь”» — крупнейшего в стране «банка еды» для малообеспеченных слоев населения и делами Российского императорского фонда, который фандрайзит средства на медицинские исследования и экоинициативы.

Ребекка Вирджиния Беттарини (после принятия православия — Виктория Романовна) — единственная дочь итальянского дипломата Роберто и его жены Карлы — родилась в Риме, провела первые пять своей жизни в Европе — Париже и Венеции, а затем семья переехала в Багдад. После военных действий в Кувейте в 1991 году Беттарини вернулись в Рим, но вскоре отец получил должность генерального консула Италии в Венесуэле — и четыре года они прожили в Каракасе, пока Роберто не был назначен послом в Брюсселе. По примеру своей матери Виктория всю жизнь занимается благотворительной деятельностью. Она окончила Свободный международный университет социальных наук в Риме со специализацией по международным и европейским отношениям, получила степень магистра в сфере дипломатического протокола и этикета, а также магистра международного права, параллельно служа волонтером в организации Мальтийского ордена, развозя каждую субботу еду нуждающимся семьям. После учебы работала в Брюсселе, представляя интересы крупной аэрокосмической компании, а затем основала собственную консалтинговую фирму по европейским проектам Carré.

С 2019 года Виктория Романовна руководит Российским императорским фондом, который создал Георгий под патронажем великой княгини Марии Владимировны: занимается распределением собранных средств на оказание неотложной финансовой помощи, а также финансированием медицинских исследований и экологических проектов. Виктория впервые побывала в Петербурге в 2009 году с отцом — он помогал строить православную церковь Святой Екатерины в Риме, за что был произведен Марией Владимировной в достоинство кавалера императорского ордена Святой Анны I степени и стал российским потомственным дворянином.

Переехав в Россию, Ребекка Беттарини приняла православие в Петропавловском соборе Петербурга с именем Виктория Романовна. Под псевдонимом Джоржина Перош она пишет книги: триллеры и приключенческие романы про аристократов, королев красоты и ватиканских священников. Действие в них происходит в тех странах, где она жила — так Виктория использует знакомую фактуру для вымышленных сюжетов.

Часть вторая: Великий князь Георгий Михайлович

Как Романовы осмысляют историческую память и зачем они венчались в Исаакиевском соборе в Петербурге.

Наше знакомство с четой началось за три дня до венчания — на эксклюзивной съемке для «Собака.ru» в Екатерининском дворце, в день, когда музей был выходным, но открылся специально для нас. Место выбрали неслучайно — в Царском Селе родился прадедушка великого князя. В ожидании пары мы с фотографом Данилом Головкиным гадали, что должен чувствовать человек, который понимает, что вся эта роскошь могла бы и сейчас принадлежать его семье. За десять минут до этого, чудом избежав лишения прав за нарушение правил дорожного движения, я размышляла, что жизнь несправедлива: настолько разным может быть лишение прав и насколько разными могут вообще быть эти права. Эти философские раздумья были прерваны прибытием джипа ярко-голубого цвета. Намек на цвет крови? Мэтч с бирюзой Екатерининского дворца? Выглядело это, в любом случае, довольно эпично.

Чету сопровождала целая армия из съемочной группы крупнейшей американской киноплатформы, которая готовит документальный фильм о жизни современной аристократии, команда журнала Paris Match с Владой Красильниковой, первой русской танцовщицей «Мулен Руж», ставшей фотографом, некоторое количество родственников и дизайнер Элина Самарина, основательница бренда Sergio Marcone — автор шестиметрового шлейфа к подвенечному платью. Кстати, фотографироваться в нем до церемонии вместе с женихом Ребекка наотрез отказалась — плохая примета. Поэтому мы с Георгием Михайловичем отправились на прогулку по залам дворца, чтобы обсудить, зачем они затеяли торжества такого масштаба в Петербурге. Несмотря на титул посетителя, бдительные хранительницы зорко следили, чтобы мы не заходили за лееры и не дышали на шедевры.

Чистки, репрессии, лагеря — все это составляет историческую память нашей страны. Как вы переживаете то, что случилось с вашей семьей в ХХ веке?

Как урок, который нужно всегда помнить. Мое происхождение — одновременно и подарок, и обязанности, и ответственность. Мне кажется очень правильным, что в России растет интерес к изучению семейных архивов, происходит осознание и принятие своего прошлого.

Что вы чувствуете, устраивая прием во Владимирском дворце, который принадлежал вашему прадедушке?

Мы ничего не просим вернуть и никого не обвиняем в том, что произошло с нашей семьей. Это уже история. Так что я чувствую огромную радость от того, как хорошо сохранился этот великолепный дворец, построенный в Петербурге незадолго до революции архитектором Резановым. То, что сейчас в нем располагается Дом ученых — правильно, так и должно быть.

Вы решили обвенчаться в Исаакиевском соборе в Петербурге — это послание будущему поколению? Восстановление исторической справедливости? Как именно вы собираетесь это делать?

Наши гости — почти четыреста человек — в диком, диком восторге от Петербурга! А среди них член испанской королевской семьи герцог Анжуйский Луис Альфонсо, последний царь Болгарии Симеон II, потомок сестры Наполеона Каролины и маршала Мюрата принц Иоахим Шарль Наполеон Мюрат, принц и принцесса Лихтенштейнские. И я вам скажу так: то, что они увидели своими глазами, сильно отличается от того, что транслируется в медиапространстве. Конечно, политические интриги будут всегда, но наша цель — обратить внимание на культурный потенциал.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Внимание на экран Внимание на экран

Почему человеческое внимание теперь ценится больше человеческой жизни

Esquire
Фрагменты Врубеля Фрагменты Врубеля

Путеводитель по самой большой выставке художника за последние 65 лет

Weekend
Олег Янковский Олег Янковский

Правила жизни Олега Янковского

Esquire
Как это вынести: кто хоронит Ленина в российском YouTube Как это вынести: кто хоронит Ленина в российском YouTube

На чьи деньги автор «Расстанного проезда 3» выносит вождя революции из мавзолея

Forbes
Олег и Марина Газмановы: Олег и Марина Газмановы:

Олег и Марина Газмановы понимают друг друга с полуслова

Караван историй
Билет на Марс: когда мы сможем путешествовать в космосе Билет на Марс: когда мы сможем путешествовать в космосе

Зачем человечеству летать на другие планеты?

Популярная механика
Ирина Хакамада: «Полезно нырнуть на самую глубину отчаяния» Ирина Хакамада: «Полезно нырнуть на самую глубину отчаяния»

Хакамада меняется в каждом отрезке времени. Сейчас у нее очень непростой период

Psychologies
Спортсменки года: Дина и Арина Аверины Спортсменки года: Дина и Арина Аверины

Гимнастки заняли второе и четвертое места, но для зрителей они — номер один

Glamour
5 фильмов про очень плохих копов 5 фильмов про очень плохих копов

Подборка фильмов о плохих полицейских

GQ
Сила притяжения Сила притяжения

Эдгардо Озорио – о моде, транслирующей энергию счастья на максимальной громкости

Harper's Bazaar
Наталья Андрейченко: как «Леди Совершенство» открыла духовный центр в Мексике Наталья Андрейченко: как «Леди Совершенство» открыла духовный центр в Мексике

Почему Наталье Андрейченко пришлось вернуться на родину и заново учиться жить?

Cosmopolitan
Как основатели фермерского проекта LavkaLavka похоронили бизнес и деньги инвесторов Как основатели фермерского проекта LavkaLavka похоронили бизнес и деньги инвесторов

Почему потухла звезда LavkaLavka и как Акимов намерен реабилитироваться

Forbes
Праздник каждый день Праздник каждый день

Как развлечь ребенка (и себя заодно) перед Новым годом?

Cosmopolitan
Японские макаки оказались любителями зимней рыбалки Японские макаки оказались любителями зимней рыбалки

Японские макаки из долины Камикочи научились ловить рыбу

N+1
Четыре способа понять, что вы мыслите слишком узко Четыре способа понять, что вы мыслите слишком узко

Системное мышление дает возможность посмотреть на ситуацию шире

Inc.
От femme fatale до супергероев и андроидов: эволюция киногероев за последние 100 лет От femme fatale до супергероев и андроидов: эволюция киногероев за последние 100 лет

Какие типажи героев появились в кино за последние 100 лет?

Esquire
8 занимательных физических опытов для школьников: как полюбить науку 8 занимательных физических опытов для школьников: как полюбить науку

Первые уроки химии, физики — и первые научные шалости

Популярная механика
Для твоей внутренней мисс Марпл: лучшие детективные сериалы Netflix Для твоей внутренней мисс Марпл: лучшие детективные сериалы Netflix

Собрали наши любимые детективные сериалы Netflix и смело рекомендуем к просмотру

Cosmopolitan
Роман в дневниках. Анна Матвеева: «Каждые сто лет» Роман в дневниках. Анна Матвеева: «Каждые сто лет»

Истории двух женщин, которых разделяют сто лет

СНОБ
Кризис третьего года: когда лояльность персонала достигает минимума и как с этим быть Кризис третьего года: когда лояльность персонала достигает минимума и как с этим быть

Почему лояльность сотрудников падает и как их снова замотивировать?

Forbes
«Газ» и «тормоз» сексуального влечения: как они работают? «Газ» и «тормоз» сексуального влечения: как они работают?

Реже хотите заниматься сексом? Или не можете перестать думать о нем?

Psychologies
Билл Гейтс посоветовал 5 книг на новогодние праздники Билл Гейтс посоветовал 5 книг на новогодние праздники

Традиционный список книг, рекомендованных к прочтению, от основателя Microsoft

Inc.
«Удаленка»: кто «не вписался» в новый формат и почему «Удаленка»: кто «не вписался» в новый формат и почему

Многие сотрудники находятся на удаленке и работают, условно говоря, в пижамах

Psychologies
Как Екатерина Зинченко запустила бренд ароматов Pure Sense с незрячими сотрудниками Как Екатерина Зинченко запустила бренд ароматов Pure Sense с незрячими сотрудниками

Основательница Pure Sense — о парфюмерном рынке в России и особенных сотрудниках

Forbes
Как похудела Ирина Пегова: строгие правила и много-много воды Как похудела Ирина Пегова: строгие правила и много-много воды

Как Ирина Пегова превратилась из очаровательной пышки в изящную нимфу

Cosmopolitan
20 привычек, которые помогут «прокачать» себя 20 привычек, которые помогут «прокачать» себя

Какие привычки повысят качество жизни

Psychologies
Сомерсет Моэм Сомерсет Моэм

Английский писатель и агент разведки Сомерсет Моэм

Дилетант
Герметичные миры Уэса Андерсона: гид по визуальным особенностям его фильмов Герметичные миры Уэса Андерсона: гид по визуальным особенностям его фильмов

Стиль режиссера Уэса Андерсона и его истоки

Esquire
Животные и люди: почему разговаривать с домашними питомцами — это нормально? Животные и люди: почему разговаривать с домашними питомцами — это нормально?

Все владельцы домашних животных привыкли разговаривать с любимцами. Но почему?

Cosmopolitan
Созвездие близнецов: зачем врагам Цукерберга братьям Уинклвосс своя метавселенная Созвездие близнецов: зачем врагам Цукерберга братьям Уинклвосс своя метавселенная

Соперничество между Марком Цукербергом и братьями Уинклвоссами не утихает

Forbes
Открыть в приложении