Большой Эрмитаж
«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи и «Христос-Вседержитель» Тициана
Большой Эрмитаж в духе классицизма построили вслед за Малым по поручению Екатерины II. Автором проекта стал архитектор Юрий Фельтен. Свое название здание получило из-за размеров: выставочных площадей здесь было гораздо больше. Залы составляли две анфилады. Окна комнат одной из них выходили на Неву, второй — на внутренний двор.
В залах Невской анфилады выставлены полотна итальянских художников эпохи Возрождения. Самый большой из залов на этой стороне дворца — зал Леонардо да Винчи. Среди шедевров этого собрания — «Мадонна с младенцем». «Мадонна» совсем небольшая, размером с два альбомных листа. Леонардо да Винчи написал полотно в 1490-х годах, предположительно, в Милане. Второе название картины — «Мадонна Литта» — связано с именем последнего владельца, миланского герцога Антонио Литта, который и продал холст Эрмитажу в 1865 году. Исследователи до сих пор спорят, кто автор этой работы — да Винчи или его ученики. Специалисты Эрмитажа настаивают на первой версии, они опираются на эскизы художника, которые в наши дни хранятся в Лувре во Франции.
Художник использовал темперные краски на яичной основе, дерево и холст. Композиция картины лаконична: кроме фигур Марии и младенца Христа, подчеркнутых светотенью, зрителю представлен прорисованный горный пейзаж на заднем плане.
В залах Надворной анфилады представлено искусство Венеции XVI века. Здесь выставлены образцы старинных тканей с характерным гранатовым узором, тонкие металлические кружева, изящные миниатюры из бронзы. Здесь же можно увидеть картины Паоло Веронезе, Пальмы Веккио, Лоренцо Лотто, Джованни Баттиста Морони.
Зал Тициана выдержан в тех же цветах, что и в XIX веке. Двери в этом зале выполнены в технике буль, она названа по имени французского мебельщика Андре Шарля Буля. Он инкрустировал деревянные щиты элементами из золоченой бронзы, латуни и панциря морской черепахи.
Полотна художника Тициана Вечеллио попали в коллекцию еще при Екатерине II. Тогда императрица распорядилась выкупить собрание берлинского коммерсанта Иоганна Эрнеста Гоцковского, в которое входили и картины Тициана.
На стене напротив окна расположены полотна на христианскую тему — «Несение креста», «Мадонна с младенцем и Марией Магдалиной», «Христос-Вседержитель». Справа от них можно увидеть одну из последних работ автора — «Святого Себастьяна».
В этом же зале находится картина, которая при жизни прославила художника, — «Кающаяся Мария Магдалина». Живописец исполнил ее в сложной технике, сочетая фактурные мазки с тонкими полупрозрачными штрихами — лессировкой. Картина оставалась в доме художника вплоть до его смерти, после чего наследники продали ее меценату Кристофоро Барбариго. В 1850 году Николай I выкупил галерею Барбариго и перевез картины в Эрмитаж. Рама со скульптурами, в которой представлен холст, — подлинная, XVI века.
Слева от «Кающейся Марии Магдалины» висит картина «Венера с двумя амурами перед зеркалом». Это копия тициановского полотна. В 1930-е годы оригинал продали, как и многие шедевры Эрмитажа в то время. Новым владельцем стал американский миллиардер, коллекционер Эндрю Меллон. Сегодня оригинальную картину выставляют в Национальной галерее в Вашингтоне.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl