404 ZERO
Медиахудожники Александр Лециус и Кристина Карпышева демонстрировали свои аудиовизуальные перформансы на Таймс-сквер, в Музее искусств Лос-Анджелеса и на фестивале MUTEK — в Каннах в области цифрового искусства и электронной музыки. В 2020 году они впервые показали свой проект в Петербурге, в Кабельном цехе «Севкабель Порта» — инсталляцию ARRIVAL с низкочастотным звуком и космическим световым тоннелем. Во время NFT-бума они продали свою работу Mars Miners за 6 миллионов рублей — самый громкий на тот момент результат среди российских художников.
Медиахудожник и основатель галереи 24 x 4 Виктор Кудряшов поговорил с Александром и Кристиной о том, зачем им нужен криптоарт-рынок, как получить признание в России и почему лучшая публика — в Мексике.
Про NFT и будущее технологий
Кудряшов: Мне очень приятно встретиться сегодня с легендами медиаискусства в этом бетонном бомбоубежище с синтезаторами и колонками, которое ребята именуют «гараж». Кристина, сегодня ты выложила сториз в инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) о том, что курс криптовалюты эфира опустился вдвое, как сильно повлияли на вас эти изменения?
Кристина: Мы потеряли примерно вдвое. (Смеется.)
Кудряшов: Это неприятный, конечно, факт. Как вообще вы относитесь к эфиру? Многие говорят, что майнинг сильно вредит окружающей среде. Вот и Илон Маск часть своих биткоинов в доллары вывел по этой причине. Я знаю, вы трепетно относитесь к экологии и делаете искусство, от которого ничего не остается, чтобы не загрязнять ее. Почему тогда держите в эфирах свои сбережения?
Кристина: Мы не занимаемся майнингом, мы продаем свои видео и картинки за эфиры на известной платформе. Надо ж разобраться, что конкретно влияет на окружающую среду. Илон же делает свои батарейки для «Теслы» не из шоколада.
Кудряшов: Справедливое замечание.
Александр: Количество потраченной электроэнергии за один–два дня работы нашей инсталляции в реальном пространстве примерно равно количеству, необходимому на минтинг (процесс создания из видео или картинки токена в блокчейне. — Прим. ред.) NFT и все транзакции во время продажи токена. В целом человечество все равно либо ждет конец, либо мы все-таки дойдем до предела, когда надо будет резко переходить на чистую энергию. Крипта, мне кажется, это стимул для такого перехода.
Кудряшов: Когда начался NFT-хайп, я сидел в разных комнатах Clubhouse — царство ему небесное, и там услышал крутую мысль: «Какую бы хрень ты сейчас ни создал — благодаря блокчейну она запечатлена навсегда в твоей истории». Можно в клубе показать какую-нибудь фигню и забыть. Как выбираете работы для токенизации?
Кристина: Это хорошая тема, что надо избирательно относиться к тому, что ты сейчас выставляешь. Токен можно сжечь до того, как работа продалась, но если ее купили, — все, ничего уже не изменить и не спрятать: все видят, как делались ставки. Если было накручивание цены — это останется в истории навсегда. Выкладывать только лучшее из лучшего — основное правило для художника, мне кажется.
Кудряшов: Планируете ли концепты своих медиаработ выкладывать как NFT?
Кристина: Мы хотим прийти к тому, чтобы делать инсталляции так, как мы хотим — без малейшего вмешательства брендов, кураторов, продюсеров. Своих NFT-коллекторов мы хотим сделать сокураторами и сопродюсерами: они покупают концепт как NFT, а мы на эти деньги реализуем инсталляцию в реальности.
Кудряшов: Класс, надеюсь, у вас получится это провернуть.
Кристина: В NFT все непредсказуемо: сегодня продали, а завтра потеряли.
Кудряшов: Вы на сегодняшний день продали самую дорогую NFT-работу в России, расскажите про этот кейс?
Александр: Нас пригласили ребята из компании Collab поучаствовать в этом аукционе, и мы адаптировали старую работу Mars Miners. Нам хотелось показать это видео, но когда загружаешь в интернет, то компрессия все сжирает. Ребята взяли на себя продакшн — получился «телевизор» в раме, где картина менялась с каждой новой ставкой и результат записывался в реальном времени. В итоге получилось 30 минут loop-видео в разрешении 4K: включаешь телевизор в розетку, вешаешь на стеночку, и оно у тебя висит. Сам токен мы так еще и не передали, медиафайл, который к нему прикреплен, конечно, не 30 минут длится — это нереально технически.