Наш ковер — цветочная поляна: что такое «Невидимый театр» и где его искать
Основанный режиссером Семеном Серзиным «Невидимый театр» обзавелся первым постоянным спектаклем в Москве. По такому случаю разбираемся, как он устроен и на каких принципах стоит, а также почему квартирники не могут обойтись без коньяка и шпрот
«Главное непреложное правило — не обманывать себя и друг друга», — говорит режиссер и актер Семен Серзин, успевший к 2021 году сняться в «Петровых в гриппе» у Кирилла Серебренникова, выпустить собственный полнометражный дебют — «Человека из Подольска» по пьесе драматурга Дмитрия Данилова — и поставить несколько десятков спектаклей в театрах по всей стране. Говорит он это, рассказывая про «Невидимый театр» — независимое объединение, которое его стараниями появилось в Петербурге четыре года назад. С чего оно начиналось — с дружбы, авантюризма, интереса к текстам современных авторов и формату квартирников — тем и продолжается. В мае 2021 года «Независимый театр», порой заглядывавший с короткими визитами в Москву, выпустил здесь свой первый постоянный спектакль. «Общага на крови» по роману Алексея Иванова — возвращение в эпоху растянутых свитеров, спортивных костюмов, собранных по карманам монет и полуночных застолий за бутылкой дешевого вина. Все это носят, ищут и пьют то шумные, то безбашенные, то нежные герои — уральские студенты, рассредоточившиеся по комнатам той самой общаги.
Среди других постановок независимого театра, к примеру, «Я шагаю по Москве» — в прямом и переносном смысле путешествие по дневникам Геннадия Шпаликова, «Невидимая книга», приглашающая в будни Сергея Довлатова, или еще одна уральская «побывка» — дворовый спектакль по стихам и дневникам Бориса Рыжего «Как хорошо мы плохо жили», позаимствовавший название как раз из строк поэта.
«Для меня это форма дружбы, любви друг к другу, которая выражается в том, что нас объединяет не то, что мы пошли выпить пива или прогуляться, а есть какие-то общие темы, которые нас волнуют, на которые мы делаем спектакли. Это мой камертон. Ты не можешь наврать перед своим товарищем, не можешь сыграть хуже, чем он, все очень видно, и просто "пацаны не поймут"», — объясняет Семен Серзин, на свитшоте которого горит ясным светом надпись — «Невидимый театр». Разбираемся, как он — этот театр — устроен.
Чего стоит независимость
Если зайти на сайт «Невидимого театра» (с говорящим вполне адресом ateatra.net), можно на первой же его странице обнаружить что-то вроде лаконичного манифеста. Вот некоторые из его строк:
На эти спектакли нелегко попасть, потому что совсем неясно, где найти афишу.
На эти спектакли не достать билет, ибо кассы нет.
Иногда бывает — и артистов нет. В этом случае как — уж вы извините.
Петербургский по духу, весьма видимый «Невидимый театр» предпочитает оставаться свободным. Его артисты — своего рода бременские музыканты, которые не боятся кочевой жизни. У театра нет ни постоянной сцены, ни постоянного зала, а спектакли играются на самых разных площадках: причем не только под крышей, но и во дворах.