Снеживиночка и внучка Деда Мороза: что мы знаем о главном женском зимнем персонаже
Празднование Нового года редко обходится без Снегурочки, но так было не всегда. Как литературный персонаж она появилась только в XIX веке, а уже в начале XX-го была объявлена «продуктом антинародной деятельности» и вернулась на елки только через 10 лет благодаря своему комсомольскому задору. Forbes Woman рассказывает о ней и о других женских зимних персонажах.
Снежевиночка
Снегурочка (она же Снегурка, Снежевиночка, Снегурушка) — девочка, которую пожилые крестьяне слепили из снега, чтобы скрасить свое одиночество. Она не единственная вылепленная вручную героиня русского фольклора: филолог Варвара Добровольская отмечает, что «в русских народных сказках образ ребенка, созданного из чего-либо, был достаточно популярен: если мальчик — то слеплен из глины, если девочка — из снега». Обряд лепки восходит к мифологическим представлениям о том, что человека можно «создать» буквально.
Первые записи сказки о Снегурочке появились в XIX веке: в 1860 году Григорий Данилевский переложил ее в стихотворную форму, в те же годы исследователь Александр Афанасьев проанализировал разные версии сказки в своих научных трудах. В составленном им сборнике «Народные русские сказки», выпускавшемся с 1855-го по 1863 год, опубликована история «Снегурушка и лиса». В ней мы узнаем о двух стариках и их внучке Снегурушке, заблудившейся в лесу во время прогулки с подругами. В финале этой сказки главная героиня была найдена лисой, которая привела девушку домой целой и невредимой.
В 1865 году Афанасьев закрепляет еще одну сюжетную версию сказки про Снегурочку во втором томе своего труда «Поэтические воззрения славян на природу». В этом варианте повествуется о «Снегурке», слепленной из снега пожилыми бездетными крестьянами Иваном и Марьей: «Вышли они из хаты и принялись лепить куклу, сделали туловище и с ручками, и с ножками, приставили головку. «Ах, Иван! вскрикнула Марья от радости, да ведь это Господь нам дитя дает!». В финале этой сказки Снегурочка тает, прыгая через костер.
Таяние героини в фольклоре Афанасьев соотносил с «метеорологическим мифом»: люди верили в гибель природных духов при смене времен года. Во втором томе «Поэтических воззрений славян на природу» Афанасьев пишет, что смерть Снегурочки — не мрачный, а грациозный поэтический образ, «народная фантазия», которая обыгрывает процесс испарения снежного и ледяного покрова в период оттепели. В приобретенном парообразном состоянии героиня проводит время на небе с другими сказочными созданиями, которых ученый называет «легкокрылыми нимфами».
Работа Афанасьева стала основой для превращения Снегурочки из фольклорного образа в литературный персонаж. Она вдохновила драматурга и писателя Александра Островского на создание пьесы «Весенняя сказка», которая вышла в свет в 1873 году. В ней холодная Снегурочка, взрослая дочь Мороза и Весны–Красны, жаждет любви. Несмотря на то, что душевная теплота губительна для нее, Снегурочка все же просит мать наградить ее этим чувством. В финале девушка влюбляется в персонажа по имени Мизгирь и тает с первыми лучами солнца.
Публике того времени не понравилось сочетание фантастических и бытовых образов в «Весенней сказке»: пьесу критиковали, а Островского упрекали в том, что он отступил от типичной для других его пьес социальной проблематики. Даже композитор Николай Римский-Корсаков, который взялся за создание оперы по «Весенней сказке», не сразу оценил ее «удивительную поэтическую красоту». Художественное осмысление пьесы Римским-Корсаковым воплотилось в созданной им в 1881 году опере «Снегурочка». С согласия Островского композитор сам написал к ней либретто, местами изменяя текст. Премьера оперы состоялась 29 января 1882 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Оперная постановка была воспринята публикой лучше, чем ранее пьеса, хотя не без критики: зрители продолжали говорить о нехватки драматизма в произведении. Только спустя десятилетие, к концу 1890-х годов оперу стали с успехом исполнять в разных театрах.