Склонность упорядочивать объекты слева направо оказалась не врожденной
Американские психологи показали, что склонность упорядочивать объекты слева направо не является врожденной особенностью человека. Ученые обнаружили это в ходе исследования взрослых и детей от трех до пяти лет из США, и взрослых племени цимане, которые, как и дети из США, редко взаимодействуют с информацией, строго ориентированной слева направо. Оказалось, что предпочтение направления слева направо при упорядочивании объектов по размеру, количеству и времени присуще только взрослым из США. Статья опубликована в журнале Science Advances.
Во многих культурах люди рассуждают о числе, времени и размере, используя пространство. Например, американцы и европейцы связывают меньшие числа с левой стороной пространства, а большие — с правой стороной, образуя мысленную числовую линию в частности, или прямую величин в целом. И, хотя представление об этой линии было предметом сотен исследований, его филогенетическое происхождение остается спорным.
Некоторые ученые предполагают, что отображение величин слева направо может быть врожденным, основываясь на исследованиях новорожденных младенцев и нечеловеческих животных, таких как обезьяны, цыплята и рыбы. То есть животные и младенцы, которые не подвержены влиянию человеческой культуры, демонстрировали ассоциацию между меньшей величиной и левой стороной пространства, и большей — и правой стороной, как и подверженные культурному влиянию взрослые, — и это указывает на врожденность такой направленности мысленной прямой величин.
С другой стороны, известно, что в зависимости от формирующейся культурой пространственной ориентации разных практик, таких как чтение, письмо и счет, направление мысленной прямой величин может меняться. Более того, непродолжительное обучение также способствует смене пространственной ориентации этих представлений. Другими словами, эти данные указывают на культурно обусловленное происхождение представлений о направлении мысленной числовой линии.