Скидки за инвестиции: как угольщикам подружиться с железнодорожниками
Из-за падения цен на уголь в Европе угольная отрасль переживает непростые времена. Часть проблем можно решить, если регулятор предоставит скидку на перевозку угля к портам Северо-Запада, но при этом обяжет угольщиков софинансировать модернизацию железных дорог в восточном направлении
В последние недели между участниками и регуляторами угольной отрасли развернулся новый раунд дискуссии о тарифах на железнодорожные перевозки угля. Угледобывающие компании выступили с предложением вернуться к индексации грузового тарифа по ставке «инфляция минус 0,1%», и тем самым отказаться от надбавок к тарифу величиной в 8% и 6%, которые действуют при отправке угля на экспорт и последующем пробеге вагонов без груза. Требования угольщиков были закреплены в протоколе апрельского совещания рабочей группы Госсовета по энергетике, которую возглавляет губернатор Кузбасса Сергей Цивилев. РЖД, в свою очередь, выразили готовность пойти на встречу лишь в том случае, если к снижению тарифов также прибегнут операторы вагонов и стивидорные компании, осуществляющие перевалку угля в морских портах.
Цена межтопливной конкуренции
К предложению снизить тарифы угольные компании подтолкнуло резкое падение цен в Европе. Если в сентябре 2018 года уголь в портах на Балтике отгружался в среднем по цене в $93 за тонну, то в апреле 2019-го — по цене в $55 за тонну (здесь и далее данные Refinitiv, если это не оговорено специально). К снижению цен на континенте в первую очередь привело наращивание импорта сжиженного природного газа (СПГ), которому уголь постепенно начинает уступать в межтопливной конкуренции: с января по апрель 2019 года отгрузка СПГ в европейских портах выросла почти в два раза в сравнении с аналогичным периодом 2018-го (с 34,5 млрд до 64,9 млрд куб. м), тогда как отгрузка угля снизилась на 9% (до 48,7 млн т), а в сравнении с первыми четырьмя месяцами 2017-го — и вовсе на 17%.
На потребление угля негативно повлияло и замедление в европейской промышленности: индекс PMI Manufacturing, отражающий уровень деловой активности в обрабатывающих отраслях, снизился в Еврозоне с 56,2 в апреле 2018-го до 52 в октябре и 47,9 в минувшем апреле (значения ниже 50, как правило, свидетельствуют о промышленном спаде). Свою роль сыграла и теплая зима в Европе: так, в Германии, по данным немецкой федеральной метеослужбы (DWD), с декабря по февраль средняя температура воздуха превышала средний наблюдаемый уровень за период с 1981-го по 2010 год на 1,9оC, а число ясных дней — на 18,9%. Во многом поэтому российские угольные компании были вынуждены замедлить наращивание поставок в европейском направлении: если с января по апрель 2018 года отгрузка угля в четырех крупнейших портах Северо-Запада (Усть-Луга, Мурманск, Высоцк и Калининград) в годовом выражении увеличилась на 11,9%, то за аналогичный период 2019-го — лишь на 2,9% (до 18,9 млн т).