Один день в “Белом аду” — как тестируют шины Nokian
Знаменитый финский производитель автомобильных покрышек продемонстрировал “Популярной механике” одно из своих ноу-хау, позволяющих создавать шины высочайшего качества: собственный полигон далеко за полярным кругом, на котором не менее 6 месяцев в году можно испытывать резину в зимних условиях. Наш редактор рад поделиться бурными впечатлениями.
За один сезон в самых разных режимах проверяются более 20 тысяч покрышек на десятках разных треков. Среди испытательных поверхностей встречаются и заснеженный асфальт, и укатанный снег проселочной дороги и самые разные виды льда. Журналистам была предоставлена возможность поучаствовать в четырех различных тестах. Нас разбили на пары и в процессе прохождения этапов мы регулярно менялись рулем как одной машины, так и пересаживались в другие.
Внедорожники, пикапы и SUV
В наши руки попали Audi Q5 с гибридной силовой установкой, гигантский Ford F150 Raptor с V8 объемом 6,2 литра и скромный VolksWagen Amarok с дизельным трехлитровым турбомотором под капотом. Программа испытаний заключалась в поездке по проселочной лесной дороге, которая заканчивалась треком на замерзшем озере. На машинах были установлены покрышки Hakkapelita 9 SUV или новинка LT3 (на "Рапторе").
На проселке все машины вели себя предсказуемо и безопасно, за исключением “Форда”. Его решительно подводили габариты — держаться ровно по укатанной средней части дороги было непросто, он то и дело проваливался одним колесом в рыхлый край. Однако, сочетание резины, полного привода и подвески с большими ходами делали эти неприятности практически незаметными: скорость движения никак не менялась, а о том, что колесо провалилось узнать можно было только по некоторой раскачке.
Другое дело — гладкий лед слегка припорошенный снегом. Наша парочка “испытателей” встретила его за рулем Амарока и он показал себя идеальным семейным пикапом. Резина вкупе с продвинутыми системами безопасности никак не давали бросить его в хоть сколь-нибудь продолжительный занос, да и в целом круг за кругом мы проходили очень стабильно и спокойно. Спокойной и безопасной езде способствовал и двигатель: достаточно мощный, чтобы уверенно ехать по любой поверхности, но откровенно слабый для экстремальных выкрутасов.
Полной противоположностью первого пикапа стал единственный “американец” в заездах. Он жесткий, жестокий, неуправляемый и какой-то бесконечно мощный. Вне зависимости от того, как сильно жмешь в нем на педаль акселератора, он всегда пинает тебя ускоряясь, и почти три тонны металла мгновенно норовят лететь куда хотят сами, а не водитель. Создалось впечатление, что спасает ситуацию только резина — стабилизации срабатывали поздно и бессмысленно. Тем не менее, некоторые самонадеянные водители все же улетали на нем в кювет, благо кроме снега там никаких опасностей не ждало.
А вот гибридная Audi стала настоящим сюрпризом: от семейного кроссовера не ожидаешь таких ярких эмоций. Она очень бодро стартует, ловко входит в каждый поворот и в спортивном режиме трансмиссии дает тебе возможность как угодно дурачиться. Хочешь боком в поворот, хочешь неправильные траектории выбирай, а хочешь — попытайся пройти всю трассу с полностью открытым “газом”. В любом случае она сохраняет управляемость и в самый последний момент распрямляется, не давая уйти с трассы. Местные специалисты сказали нам, что это какие-то уникальные экспериментальные комплектации, которых автосалоны так не увидели, а Nokian получили их напрямую после тестов завода-производителя. Однако я не обнаружил каких-то разительных отличий в экстерьере и салоне автомобиля, а глубже изучить мы не успели.