Разбор известных фактов о сгоревшем «Суперджете» и анализ версий аварии

EsquireОбщество

Почему загорелся самолет в Шереметьево: разбор возможных причин

Александр Березин

Фото: МЧС по Московской области

Средний авиалайнер получает в воздухе по удару молнии в год, но если его конструкция в порядке, это почти никогда не приводит к серьезным проблемам. Тем не менее в данном случае проблемы возникли — и это делает катастрофу весьма необычной. Esquire разобрал уже известные факты о сгоревшем «Суперджете» и проанализировал версии аварии.

Катастрофа SSJ-100 в Шереметьево, случившаяся 5 мая 2019 года, вызвала крайне эмоциональную реакцию, кратко выраженную заслуженным летчиком и членом комиссии при президенте России по вопросам развития авиации Юрием Сытником: «Суперджет» — говно». Тем не менее все не так однозначно, как сгоряча заявил бывший военный летчик. Не вполне ясно, насколько случившееся связано именно с проблемами самолета — а насколько с грубой посадкой машины экипажем, управлявшим самолетом без помощи автоматики, «вручную». Мы не спешим делать какие-то выводы, но попытались разобраться в ситуации на основании имеющейся информации, в том числе — слов командира «Суперджета».

5 мая 2019 года в 18:03 по московскому времени из Шереметьева вылетел Sukhoi Superjet 100 (борт RA-89098). В 18:11 связь с ним была потеряна — вероятно, после удара молнии, от которого почему-то не спасла стандартная для всех авиалайнеров молниезащита. После этого двигатели самолета работали, однако большая часть электроники работать перестала. Управление машиной перешло из режима Normal Law (где пилоту помогает автоматика) в режим Direct Law (ручное управление, в значительной степени без помощи автоматики).

В 18:30 самолет пошел на посадку. Несмотря на избыток топлива на борту («Суперджет» только что взлетел), посадочная горизонтальная скорость была вполне приемлемой, лишь 287 км/ч (данные спасательных служб). А вот вертикальная скорость была больше нормы — машина «подпрыгивала», на втором прыжке шасси сломалось и пробило топливные баки.

Пожар убил 40 пассажиров и одного бортпроводника. Несмотря на то что в соцсетях многие винят в гибели людей тех, кто тащил чемоданы, очевидно, что даже без столь странного поведения наименее вменяемых пассажиров жертвы все равно были бы — хотя, возможно, и меньше.

Авария выглядит довольно странной: от удара молнии на высоте катастроф с таким количеством жертв у качественных авиалайнеров не было уже десятилетия. Попробуем понять, что же случилось.

Виноват ли самолет?

Значительное количество комментариев по катастрофе “Суперджета” сводилось к критике качества этой машины. Бывший военный пилот Юрий Сытник, например, заявил Daily Storm: «Машина — негодная. Я говорил об этом и десять, и пять лет, и три года, и год [назад], и сейчас». Тем не менее такая резкая оценка, весьма вероятно, безосновательна. На сегодня выпущено более 186 «Суперджетов», и до сих пор катастроф по вине техники на машине официально не зарегистрировано.

Следует оговориться: у «Суперджета» действительно есть большие проблемы с надежностью — именно поэтому он проводит в воздухе в среднем 3,3 часа в сутки, в то время как его иностранные аналоги — от 6 часов в сутки и выше. Однако надо понимать, что главная причина простоев самолета от неисправности — его двигатели, «горячая» часть которых импортная — и именно ее низкий ресурс ведет к частым проблемам с самими двигателями. Это, безусловно, проблема, однако вряд ли от России что-то в данном случае зависит: наше государство не может сделать из не очень хорошего иностранного производителя хорошего. Чтобы контролировать ситуацию, надо было закладывать в проект собственные двигатели. В контексте аварии особенно важно то, что наиболее проблемная часть самолета, по имеющейся на сегодня информации, сработала нормально

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почему сгорел “Суперджет”: версии катастрофы Почему сгорел “Суперджет”: версии катастрофы

Что известно о причинах аварии Sukhoi Superjet 100

Популярная механика
14 развивающих приложений для детей разных возрастов: поиграть и научиться 14 развивающих приложений для детей разных возрастов: поиграть и научиться

Игры на смартфоне - это не обязательно бездумные стрелялки или ходилки

CHIP
9 простых истин, которые помогут вам в плохие дни 9 простых истин, которые помогут вам в плохие дни

Когда выдастся неудачный день, просто напомните себе одну из простых истин

Psychologies
Чек-лист: 5 шагов, которые стоит сделать перед разводом Чек-лист: 5 шагов, которые стоит сделать перед разводом

Вы уверены, что сделали все возможное для сохранения отношений

Psychologies
Рот на замок Рот на замок

Во всем ли стоит сознаваться?

StarHit
Экоактивизм вместо урока биологии: кто такая 16-летняя Грета Тунберг и за что ее номинировали на Нобелевскую премию Экоактивизм вместо урока биологии: кто такая 16-летняя Грета Тунберг и за что ее номинировали на Нобелевскую премию

Шведская школьница Грета Тунберг претендует на Нобелевскую премию мира

Esquire
Новый самолет — как младенец, которого нельзя оставлять без присмотра Новый самолет — как младенец, которого нельзя оставлять без присмотра

В чем причины катастрофы и технические проблемы «Суперджетов»

СНОБ
Главный телекиллер 1990-х: чем запомнится Сергей Доренко Главный телекиллер 1990-х: чем запомнится Сергей Доренко

Один из самых ярких тележурналистов 1990-х умер за рулем своего мотоцикла

Forbes
Федор Павлов-Андреевич: Тело не лжет Федор Павлов-Андреевич: Тело не лжет

Художник Федор Павлов-Андреевич рассказал, что общего у перформанса и подвига

СНОБ
Мы теряем мозг: выживает глупейший Мы теряем мозг: выживает глупейший

Почему в течение 30 000 лет мозг homo sapiens постоянно теряет в весе?

Популярная механика
13 крупнейших взяток в новейшей истории России 13 крупнейших взяток в новейшей истории России

Какие самые крупные взятки получали министры, губернаторы, мэры и силовики

Forbes
Отряд 9900: зачем израильская армия берет на службу людей с аутизмом Отряд 9900: зачем израильская армия берет на службу людей с аутизмом

В израильской армии запустили экспериментальный проект «Взгляд в будущее»

Популярная механика
Лунные альтернативы: СССР мог победить Лунные альтернативы: СССР мог победить

Опередить Америку на Луне Советский Союз, как известно, не сумел

Популярная механика
«Последние шаги старой власти». Чем обернутся новые санкции Украины против России «Последние шаги старой власти». Чем обернутся новые санкции Украины против России

Украина ввела новые экономические санкции в отношении России

Forbes
Эмоциональный робот: как российский стартап меняет индустрию клиентских коммуникаций Эмоциональный робот: как российский стартап меняет индустрию клиентских коммуникаций

Основатели Neuro.net создали робота, не отличимого от реального собеседника

РБК
«Артефакты в статистике». Эксперты усомнились в данных Росстата о резком росте промышленности «Артефакты в статистике». Эксперты усомнились в данных Росстата о резком росте промышленности

Промышленный рост в годовом выражении в апреле разогнан до двухлетнего максимума

Forbes
Как работавшая в Крыму американская компания пережила «русскую весну» и стала маленьким гигантом Forbes Как работавшая в Крыму американская компания пережила «русскую весну» и стала маленьким гигантом Forbes

Американские IT-предприниматели перевезли бизнес в тогда еще украинский Крым

Forbes
Время возмездия Время возмездия

Двигатели внутреннего сгорания живее всех живых

Quattroruote
Чечилия Бартоли. Рыцарь в дирндле Чечилия Бартоли. Рыцарь в дирндле

Чечилия Бартоли на сцене уже тридцать два года, но удивлять не перестает

СНОБ
Смешная девчонка Смешная девчонка

Марго Робби о том, как освоиться в Голливуде и начать продюсировать фильмы

Grazia
Как налоговые онлайн-проверки помогают бизнесу Как налоговые онлайн-проверки помогают бизнесу

Бизнесу не стоит бояться повышенного внимания со стороны ФНС

Forbes
Манижа Манижа

Манижа Сангин вслух говорит о таких непростых вещах, как домашнее насилие

Glamour
Цена славы Цена славы

Ведущие «Дома-2» откровенно рассказали о кознях и отсутствии личной жизни

StarHit
Где розовые очки? Где розовые очки?

Британец Тэрон Эджертон примеряет стразы и страсти молодого Элтона Джона

Vogue
Минимум миниморум Минимум миниморум

Стоит ли вообще интересоваться кроссоверами, если предлагают эффективное плацебо

АвтоМир
Вся Европа в миниатюре Вся Европа в миниатюре

Словенское побережье Адриатики всего в 35 часах езды на машине от Москвы

АвтоМир
Lexus UX: необыкновенный кросс Lexus UX: необыкновенный кросс

Самая компактная модель Lexus хочет чтобы ее считали кроссовером

Maxim
17 полезных привычек, которые помогут улучшить экологию 17 полезных привычек, которые помогут улучшить экологию

Что можно сделать для защиты окружающей среды?

Домашний Очаг
На краю земли На краю земли

Архитектор Марсио Коган переделал колониальный дом в Бразилии

AD
На светлой стороне На светлой стороне

Строгий и лаконичный, под стать архитектуре дома, интерьер

SALON-Interior
Открыть в приложении