Синяков нет, но душа искалечена: ответы на важные вопросы о психологическом насилии
Обязательно ли эмоциональное насилие приводит к физическому? Почему пострадавшие от психологического абьюза не всегда понимают, с чем столкнулись? Почему именно те, кто оказался в особенно тяжелой ситуации, отказываются помощи? Можно ли «вылечить» отношения, в которых присутствует нефизическое насилие? Разбираемся вместе с психологом
Не так давно на Netflix вышел сериал с Maid (он же «Уборщица: история матери-одиночки» в русском переводе), посвященный проблеме эмоционального и психологического насилия в семье. По сюжету сериала Алекс (Маргарет Куэлли) уходит от мужа, который не умеет сдерживать вспышки гнева . Особенно пугает Алекс его поведение в состоянии алкогольного опьянения. Героиня находит в себе силы разорвать эти отношения, но не сразу обращается за помощью — ей сложно признать и принять, что она столкнулась с насилием, ведь агрессор ее не бил. Соучредитель и супервизор центра психологической помощи «НеТерпи», в прошлом психолог центра «Насилию.нет» (признан в России иностранным агентом) Татьяна Орлова рассказывает, почему человеку, попавшему в ситуацию эмоционального абьюза, тяжело осознать, что происходит, может ли единственной причиной агрессии быть алкоголь и куда обратиться пострадавшим.
Человек не всегда может осознавать, что находится в ситуации психологического насилия
Почему так происходит? Здесь может быть несколько причин. Человек, столкнувшийся с насилием, мог в детстве жить в подобных отношениях — например, его жестоко наказывали или не обращали на него внимания. Он воспринимает это как норму. Или же насилие возникает очень постепенно, добавляется маленькими порциями. Тогда наше сознание успевает к нему адаптироваться, создать защитные механизмы (например, жалость к обидчику) — и тоже перестает его замечать. Есть и третья причина: сразу очень жестокое отношение, которое наносит серьезную травму. А травма переживается нашим сознанием за счет вытеснения: мы как будто забываем травмирующие нас эпизоды и поэтому не можем сделать из них должные выводы.
Психологическое насилие сложно заметить на ранней стадии
Поэтому если отношения развиваются слишком стремительно, если партнер постоянно требует от вас пойти на какие-то жертвы, если он очень ревнив, ругает и обвиняет бывших партнеров и друзей или рассказывает о случаях жестокости и мести по отношению к ним, стоит вести себя осмотрительно и дать себе время. Если не приближаться слишком быстро, постепенно станет понятно, кто перед вами и сможете ли вы построить с таким человеком диалог, найти что-то общее и выстроить уважительный контакт.
Психологическое насилие не всегда приводит к физическому, но оно не менее разрушительно для личности
Отношения, в которых присутствует психологическое насилие, бывают значительно чаще, чем отношения, в которых есть насилие физическое, и первое совсем не всегда приводит ко второму. Но эмоциональное насилие не менее, а часто и более разрушительно для личности, чем физическое насилие. Оно подразумевает унижения, обесценивание, сравнения, шантаж и угрозы, давление и контроль. Когда ты живешь в таких отношениях, ты вынужден соглашаться с тем, что внушает тебе тот, кто применяет эмоциональное насилие, и постепенно начинаешь думать, что, действительно, «это я во всем виновата», «у меня и правда проблемы с самооценкой, мотивацией, тайм-менеджментом», «я плохо танцую и недостаточно умна». Несмотря на то, что синяков на теле нет, душа человека оказывается изранена и искалечена.