Сериал «Домашний арест»: как Слепаков и Буслов вычислили антигероя нашего времени
На ТНТ вышел «Домашний арест» — история о проворовавшемся мэре маленького городка. Esquire объясняет, почему это феноменальный сериал, у которого еще не было аналогов на российском ТВ.
Небольшой город Синеозерск похож на все небольшие города России: бесстыже ворующая администрация отдает застройщикам под снос исторический центр, населению, в целом, по барабану, а в облцентре уже который год сидит непопулярный губернатор. Но вдруг мэра Синеозерска Аркадия Аникеева (Павел Деревянко) ловят с поличным со взяткой и отправляют под домашний арест. Увлекшийся воровством Аникеев в свое время забыл сменить прописку, и потому оказывается в коммуналке, где вырос. Дальше — комедия положений с участием бравых эфэсбешников, принципиальной оппозиционерки, коррупционеров всех масштабов (от зама мэра до полпреда), простых россиян и карлика.
Фабулу «Ареста» очень сложно пересказать так, чтобы она звучала сильно привлекательно, еще сложнее — так, чтобы было понятно, насколько неожиданная и феноменальная это история. Поэтому начать, вероятно, стоит не с того, что в «Аресте» происходит, а с того, почему он стал возможным.
Когда заходит речь об американских сериалах и их сравнении с российскими, многие забывают одну важную деталь: те зарубежные примеры, которые обычно приводятся, чаще всего производят кабельные каналы и премиальные онлайн-сервисы. Продукция HBO и Netflix радикально отличается от того, что делают эфирные каналы ABC и Fox — и если последних вполне справедливо сравнивать с «Первым» и СТС, то с кабелем и онлайном совсем другая история: у них другая аудитория — та, которую обычно называют «средний класс». В России эта аудитория давно отчаялась найти что-то для себя в телевизоре, поэтому и с кабелем у нее уже вряд ли что-то получится, а вот с онлайном — почему нет. Сервис «Амедиатека» в свое время показал, что желающие платить за премиальный контент в России есть, ТНТ теперь рискнули что-то для этих потребителей сделать. И разница между «Домашним арестом» и любым эфирным сериалом оказалась такой же, как между продукцией ABC и HBO: «Арест» откровеннее, смелее, а главное — точечно прицелен в прогрессивных зрителей.
Вопрос еще в том, кто такие эти прогрессивные зрители, наш условный «средний класс». Ответ был найден не так давно — он в 27 миллионах просмотров фильма «Он вам не Димон» на YouTube. Острую тему «Домашнего ареста» часто пытаются объяснить то попыткой узнать, насколько можно быть смелым в интернете, то прямо в лоб — политическим заказом (и об этом будет ниже), но в первую очередь, это просто бизнес. 27 миллионов — это не шутки. Есть рынок, есть спрос, туда надо продукт.