«Сердце пармы» — русское «Храброе сердце», которое начинает биться лишь в финальной схватке
В прокат вышел главный российский блокбастер года — экранизация романа «Сердце пармы» Алексея Иванова. Написанная двадцать лет назад книга внезапно обрела мрачную злободневность, а судьбы актеров, сыгравших главные роли, придали фильму горький смысл.
В XV веке Пермью Великой — восточным фронтиром набирающего силу Московского княжества — правит русский князь Ермолай (Александр Горбатов из «Ненастья» по все тому же Иванову). Но правит по меркам 159-минутного эпоса недолго: в самом начале на город нападает племя вогулов (ныне — манси) во главе с колдуном Асыкой (Валентин Цзин). Причина резни — священный вогульский идол, самонадеянно похищенный русскими пиратами. Кровавый набег переживут трое: маленький сын Ермолая Михаил, обещанная ему в невесты девочка-пермячка Тиче и воевода Полюда (покойный Сергей Пускепалис).
А затем фильм скакнет на дюжину лет вперед — и Михаил превратится в главного молодого артиста страны Александра Кузнецова (а заодно станет Миханом — сыном двух миров и двух сторон света), а Тиче — в иркутскую актрису Елену Ербакову. Михан станет Гамлетом наоборот — князем, который не хочет мстить за отца, избегает бессмысленных битв и пытается жить в согласии с соседями. А Тиче станет ламией — жрицей языческой богини Сорни-Най — и научится превращаться в рысь и творить прочие чудеса.
Масштабный роман Алексея Иванова зрел почти одновременно с «Песнью льда и огня» Джорджа Мартина и собирал под своим переплетом столько земель, имен и времен, что объять его одним фильмом попросту невозможно — и в этом заключается главная сложность восприятия «Сердца пармы». Большую часть времени просто не понять, к какой цели движется герой, где заканчивается экспозиция, когда ждать разрядки и на чем заострить глаз. Сперва кажется, что миссия Михана — все-таки отомстить Асыке за отца. Но быть «Варягом» и «Королем Львом» фильму мало. Тогда появляется мысль, что цель Михана — воссоединиться с Тиче и защитить их любовь от внешних сил вроде священника-крестителя Ионы (пугающий образом фанатика Евгений Миронов). Но и сходство с «Покахонтас», «Новым Светом» и «Аватаром» — отвлекающий маневр. В итоге главный конфликт фильма раскрывается тогда, когда зритель уже порядком измотан.