Секретное досье Uber: ложь, насилие и подкуп как методы захвата рынка
Компания Uber, в которой после громкого скандала в 2017 году сменился глава, снова оказалась в центре внимания. Международное журналистское расследование на основе утечки 124 000 секретных документов показало, что руководство Uber поощряло насилие в отношении водителей, разрабатывало схемы ухода от налогов, а также тайно склоняло к сотрудничеству правительства разных стран и таких политиков, как Джо Байден, Олаф Штольц и Эммануэль Макрон. Все эти нарушения якобы произошли до 2017 года, но последствия этой утечки могут ощутить на себе нынешние политики и руководители компаний.
Что произошло
11 июля в нескольких крупных международных СМИ — Guardian, Le Monde и Washington Post вышли разоблачительные статьи о деятельности самого известного в мире агрегатора такси Uber. В основе этих публикаций лежат так называемые Uber Files — 124 000 конфиденциальных документов, попавших в распоряжение The Guardian. Британская газета привлекла к расследованию Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) и в общей сложности 180 журналистов из 42 изданий в разных странах мира. Среди ключевых информаторов со стороны Uber — бывший главный лоббист компании в Европе Марк МакГанн, который уже выступил от своего лица с громким заявлением: «Мы продавали людям ложь».
Документы, о которых идет речь, относятся к периоду с 2013 по 2017 год, когда Uber возглавлял основатель компании харизматичный Трэвис Каланик. Как раз в эти пять лет компания была занята активным масштабированием своего бизнеса за пределами США и завоевывала один рынок за другим. Из изученных журналистами документов, среди которых есть электронные письма, сообщения в мессенджерах, презентации и другие внутренние файлы компании следует, что эта экспансия сопровождалась многочисленными нарушениями закона — от нелегального лоббирования представителей властей до уклонения от уплаты налогов и препятствования работе полиции.
Трэвис Каланик покинул компанию в 2017 году по требованию акционеров на фоне скандалов с обвинениями в шпионаже, нечестной игре в борьбе с конкурентами, нарушениях патентов и сексуальных домогательствах. С августа 2017-го компанию возглавляет Дара Хосровшахи.
Богатые и влиятельные
«Сейчас вас считают агрессивными, — сказал в 2016 году премьер-министр Нидерландов Трэвису Каланику во время их встречи. — Измените восприятие вашей компании, выделите позитивные стороны. Постарайтесь казаться белыми и пушистыми».
Главы государств, тогдашние и нынешние — олигархи, представители правительств и влиятельные политики не только давали полезные советы представителям Uber, но иногда оказывали и более ощутимую поддержку. Вероятно, самой большой сенсацией расследования стала новость о роли нынешнего президента Франции Эммануэля Макрона в выходе Uber на французский рынок. Из опубликованных документов сталоизвестно, что Макрон, который тогда занимал должность министра экономики, вел личную переписку с Калаником и помогал Uber во Франции.
Le Monde насчитала более 10 документов, подтверждающих взаимодействие Макрона с представителями сервиса пассажирских перевозок, среди которых письма, текстовые сообщения, расшифровки звонков и протоколы встреч с сентября 2014-го по февраль 2016 года. В частности, в июле 2015-го во время встречи Каланик спрашивал Макрона, можно ли доверять Бернару Казнёву, который тогда был министром внутренних дел, на что Макрон заверил, что тот согласился на «сделку» (отвечая на вопрос Le Monde, Казнёв сказал, что ничего не знает ни о какой о сделке). Когда в 2015 году французская полиция запретила сервисы Uber в Марселе, представитель компании написал встревоженное сообщение Макрону, на которое тот ответил: «Я займусь этим лично. Пока сохраняйте спокойствие».
Не все чиновники и политики были так дружелюбно настроены к технологической компании, а некоторые вызывали у Uber неодобрительные высказывания. Олаф Шольц, который в тот период был мэром Гамбурга, удостоился характеристики «настоящий клоун», когда отверг притязания лоббистов Uber и настоял на том, чтобы для водителей компании была установлена минимальная заработная плата.