Семена государственной важности
К 2030 году Россия должна закрыть отечественной продукцией 75% от потребности для сева
За последнее десятилетие Россия добилась больших успехов в производстве продукции растениеводства, но значительная доля площадей все еще засевается иностранными семенами. В условиях введенных санкций и проблем с логистикой задача по их импортозамещению является одной из приоритетных. Президент России Владимир Путин призвал решить ее за восемь лет. Производители семян готовы наращивать объемы, но работа над селекцией все-таки потребует больше времени.
В этом году агропредприятия страны столкнулись со сложностями в части ввоза семян из-за нарушения логистики вследствие обострения политической ситуации, а также по причине серьезной турбулентности валютного курса, из-за которого все зарубежные поставщики были готовы работать только по полной предоплате. Большинству компаний проблему с семенами удалось решить: во многих регионах сев начался позже обычного, поэтому задержки поставок не были столь критичными. Более того, значительная часть сельхозпроизводителей смогли закупиться заранее — еще в прошлом году или до середины февраля 2022-го. «Ситуация с наличием семян для весенней посевной складывалась нормально, — подтверждает гендиректор Национального союза селекционеров и семеноводов (НССиС) Анатолий Михилев. — Весь семенной материал, которые последние годы завозился в Россию из-за границы, своевременно поступил в хозяйства». А вот что будет с поставками импортной продукции под урожай следующего года, пока не очень понятно.
Зависимость высока
По некоторым агрокультурам, выращиваемым в нашей стране, на зарубежные семена приходится более 90 %. Именно так, например, обстоит ситуация с сахарной свеклой. Ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгений Иванов оценивает ввоз гибридов по данной пропашной культуре практически в 100 %. На то, по его словам, есть несколько причин. Во-первых, свекла — двухлетняя культура, ее семена вызревают на второй год, и в России очень мало климатически пригодных зон для их продуктивного размножения. Как правило, все компании мира, которые занимаются семенами сахарной свеклы, выращивают их на севере Италии и юге Франции. В России для этих целей подходят лишь некоторые районы возле Сочи и в Крыму, отмечает эксперт. Однако, напоминает Иванов, в Крыму до недавних пор были проблемы с водой, а без полива выращивать сахарную свеклу там не получается.
Во-вторых, нужно серьезно работать в части селекции, продолжает эксперт. «Селекционную гонку мы начали проигрывать еще в 1970–80-е. Чтобы добиться каких-либо успехов, необходимо заниматься развитием селекции много десятков лет, — считает он. — Селекция — это очень сложный, длительный и дорогой процесс, требующий высочайших компетенций». В России на всю страну остался один ВНИИ сахарной свеклы и сахара им. А. Л. Мазлумова, сохранились селекционные станции — Рамонская в Воронежской области, Первомайская на Кубани и Льговская в Курской области. «Но финансирование данных организаций последние 35 лет точно не поражало воображение, кроме того, в них давно существует проблема преемственности поколений», — добавляет Иванов. Прошедшие 30 лет недофинансирования отечественной селекции и семеноводства, безусловно, сказались на отставании отрасли, соглашается Михилев. «Поэтому сейчас необходимо максимально вкладывать средства в развитие данных направлений и в первую очередь — в селекцию», — подчеркивает он.
В части подготовки семян тоже есть проблемы, продолжает Иванов. Современных крупных семенных заводов в России всего два — в Белгородской области (совместное предприятие бельгийской «Сесвандерхаве» и «Агротех-Гаранта») и в Воронежской («Щелково Агрохим»). Кроме этого, есть несколько менее масштабных промпроизводств. Впрочем, как утверждает эксперт, большинство гибридов сахарной свеклы, созданных в России и предлагаемых рынку, в последние годы не показывали сверхвысокого выхода сахара с гектара и не были в разы дешевле импортных. А это основные условия для того, чтобы отечественные гибриды закрепились на рынке и выигрывали конкуренцию у иностранных.
Высокая доля зарубежного семенного материала сохраняется в подсолнечнике, кукурузе, рапсе, сое, практически всех овощах — как тепличных, так и открытого грунта. Зависимость от импорта по семенам подсолнечника гендиректор «Щелково Агрохим» Салис Каракотов оценивает в 70–77 %. Член совета директоров «Малино» Татьяна Губина подтверждает: компания в производстве овощей открытого грунта и картофеля использует в основном семена иностранной селекции. Семян российских сортов для выращивания данной продукции на рынке пока нет в нужном объеме, констатирует она.
По данным Россельхозцентра, которыми с «Агроинвестором» поделился исполнительный директор Картофельного союза Алексей Красильников, в прошлом году на семена зарубежной селекции по картофелю пришлось более 65 %. А в части картофеля для фри, чипсов и крахмала зависимость от импорта и вовсе превышает 95 %. «Ежегодно сельхозорганизациями и КФХ высаживается 750–850 тыс. т семян картофеля различных репродукций, из них, к сожалению, Россельхозцентром сертифицируется не более 200 тыс. т, а около 300-400 тыс. т семенного материала вообще не подлежит опознанию, что это за сорта и каких репродукций, — рассказывает эксперт. — Такую ситуацию необходимо исправлять». Еще существуют поставки исходного семенного материала — микрорастений и мини-клубней. В этом направлении работа тоже ведется, но для того, чтобы довести такие семена до уровня первой или второй репродукции, требуется пять-шесть лет. С учетом всех факторов у эксперта имеются опасения в части обеспеченности семенами картофеля хозяйств под урожай следующего и 2024 годов.
Партнерство государства и бизнеса
Задача по созданию селекционно-семеноводческих центров поставлена в Программе развития сельского хозяйства на 2017– 2025 годы. Выведение новых сортов семян в России должно осуществляться на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). При этом техническое задание на разработки научным учреждениям должен сформулировать бизнес, который также финансово поддержит проекты импортозамещения в отрасли. Об этом по итогам совещания на тему «Развитие селекции и семеноводства овощных культур в условиях санкций недружественных иностранных государств» сказала зампредседателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежда Школкина. «Президентом поставлена задача достигнуть 75 %-ного уровня обеспеченности отечественными семенами российского рынка через восемь лет. В стране необходимо создавать больше селекционных центров и семеноводческих хозяйств. Фундаментальные исследования, научные разработки, сохранение биологического разнообразия должны финансироваться за счет государства, все прикладные вещи (выведение новых сортов) — в рамках государственно-частного партнерства», — цитировал ранее чиновника ТАСС. По мнению депутата, такой подход усилит коммерциализацию селекционных разработок, поскольку новые сорта будут выводиться в соответствии с требованиями бизнеса, «под заказ». Научные организации в этой ситуации смогут улучшить свое финансовое положение за счет роялти.
Участие государства в федеральной программе — это и есть государственно-частное партнерство, и оно уже успешно работает в части производства семян сахарной свеклы, комментирует Каракотов. «По семенам подсолнечника такое партнерство тоже будет эффективным, — считает он. — Впрочем, мы созданием гибридов сахарной свеклы начали заниматься еще до появления ФНТП по семеноводству». Компания построила семенной завод по производству дражированных семян агрокультуры в Воронежской области в 2011 году, к тому моменту у нее был накоплен достаточно большой селекционный материал. В 2017-м «Щелково Агрохим» объединила усилия с «Русагро» и вошла в ФНТП. Сейчас в Госреестре зарегистрировано 25 новых гибридов сахарной свеклы с совершенно новой генетикой относительно той, которая традиционно использовалась в России, утверждает Каракотов.