Культурный посредник, переводчик, доула и гид объясняют свою миссию

Seasons of lifeПсихология

По ту сторону реки

Текст Мария Жаворонкова, Юлия Григорьян. Иллюстрации Дарья Уланова

Тот, кто стоит между — явлением и человеком, местом и человеком, между людьми разных культур и взглядов, — берет на себя большую ответственность. Изучить, исследовать, пропустить через себя знание. Всегда работать со своим состоянием, адаптировать информацию для тех, кому ее передаешь, но так, чтобы след твоей личности не затмевал сути исходного послания. Что чувствуют эти люди? Как сами объясняют свою миссию? Рассказывают культурный посредник, переводчик, доула и гид.

Татьяна Климова

Психолог, театральный педагог, старший научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, старший преподаватель Дирекции образовательных программ

Психолог Лев Выготский писал, что для полноценного развития ребенка важно присутствие в его жизни близкого и сопричастного взрослого, выполняющего особую функцию — культурного посредничества. Чтобы перевести человека на другой берег, рядом должен быть тот, кто уже сам прошел через какие-то переломные точки в своей жизни, помнит этот опыт и владеет инструментами, чтобы помочь другому. Посредник не проходит этот путь за человека, не тащит его за собой, а приглашает идти вместе, шаг за шагом, совершая — прежде всего над собой — большую внутреннюю работу.

Человек как личность рождается, только проходя через «точку второго рождения». Это может случиться в любом возрасте, когда мы сталкиваемся с ситуациями, которые заставляют нас радикально измениться. Чаще всего это трагические события в самом высоком смысле этого слова: предательство друга, первая любовь, смерть близких, болезнь. Наиболее емко этот процесс трансформации описывает метафора «гусеница — куколка — бабочка». Вроде бы одно и то же существо, но внешность и формы его настолько различны, что порой трудно заметить преемственность. И очевидно, что эти скачки развития — сложные, даже мучительные. У животного эти перерождения запрограммированы генетически, а у человека могут случиться, а могут и нет.

В древних обществах существовали обряды, ритуалы и церемонии, которые помогали этой трансформации в человеке произойти. И даже в советское время существовало подобие этих социальных ритуалов (не будем здесь говорить об их идеологической составляющей), которые позволяли сохранять преемственность, передавать опыт из рук в руки. А что же в современном мире работает на это развитие? Что помогает ребенку и взрослому сегодня почувствовать себя частью сообщества, увидеть в своих изменениях, разочарованиях и взлетах продолжение поисков и открытий предыдущих поколений?

Направление, которым я занимаюсь, в нашей стране называют театральной педагогикой, хотя психологии в этой практике гораздо больше. Театральная педагогика в любой урок и в любой предмет — историю, математику, физику — привносит инструменты театральных практик: подлинное действие, импровизацию, коллективное творчество и, самое главное, проживание материала, который изучается. Это не про подготовку профессиональных актеров или режиссеров, не про «разыгрывание басни на уроках литературы». Не для того, чтобы ученик наконец выучил закон Ома или правило написания «жи-ши», а для того, чтобы открыл для себя что-то важное, что, возможно, расширит его представления о мире, о себе, о другом человеке, изменит его как личность.

Новый опыт человек может осмыслить только через переживание. Театральные педагоги сопровождают человека в процессе переживания, создают условия, режиссируют такие образовательные возможности, в которых встреча с книгой, фильмом, новыми знаниями становится личностно значимой. То есть, по сути, выступают в роли культурных посредников. У нас это пока еще редкая профессия, хотя за рубежом она существует давно и называется drama educator. Мы готовим таких специалистов в магистратуре МГПУ, где я преподаю.

Почему мы используем инструменты театральных практик? Одна из основных функций театра — исследование внутреннего человека. Сценическая площадка — пространство, где в нашем присутствии происходит превращение: неочевидное становится зримым — герой прямо на наших глазах меняется. Именно эта тайна внутреннего преображения завораживает нас в настоящем театре. Формируя образовательную среду, мы, педагоги, тоже должны стремиться создавать такое пространство, где с человеком происходит чудо изменения.

Сегодня в образовании фигура посредника, медиатора востребована как никогда. Классик отечественной психологии Алексей Леонтьев в прошлом веке говорил, что у человека будущего — большая голова и маленькое сердце. Мы стали слишком много интеллектуализировать нашу жизнь и очень мало разрешать себе жить, чувствовать, наполнять смыслами каждое мгновение. Нас постоянно учат: сначала подумай, а потом сделай. Актерский путь познания другой: ввяжись в это, почувствуй, что с тобой произошло, и извлеки из этого опыт. Многие люди сегодня не хотят действовать, потому что боятся почувствовать себя неуспешными, ошибиться. И живут как будто за стеклом — наблюдают за жизнью, но не участвуют в ней. Но чем меньше ты вовлечен в жизнь, тем меньше жизни в тебе самом. И тогда мы перестаем различать оттенки и нюансы, видим только черное и белое. Зрелость же предполагает, что мы выдерживаем сложность и многообразие современного мира — умеем договариваться и принимать решения в ситуации неопределенности, не разрушаясь, а становясь сильнее и мудрее. И культурный посредник — это тот, кто на твоих глазах, преодолевая собственные барьеры, совершая свои открытия, увлекает тебя настолько, что ты забываешь про стекло и отваживаешься шагнуть в жизнь.

Наташа Томилина

Доула и основатель центра сопровождения женщин в беременности, родах и материнстве NatiSisters

Я сопровождаю женщин в родах как доула уже десять лет, работаю в паре с акушеркой. Ее задача — следить за тем, чтобы роды протекали благополучно с медицинской точки зрения, а моя — делать все, чтобы женщине было безопасно, тепло, комфортно. Я — на ее стороне, я рядом, чтобы поддерживать ее эмоционально и физически, освободить от бытовых забот.

Я часто слышу, что современные женщины очень избалованные — нужно их за ручку держать и по голове гладить, не то что раньше: в поле рожали, и ничего. Я много работала с этнографическими источниками и хочу этот миф развеять. В народной традиции хорошо понимали, что роды — это особое событие, в котором появляется на свет два новых человека — ребенок и мать. Это переход в другой мир, который меняет жизнь женщины раз и навсегда. И, как в любом трансформирующем событии, в родах распаковывается много эмоций, переживаний, страхов, боли. Женщину, особенно рожающую первый раз, никогда не оставляли со всем этим наедине: рядом были старшие женщины, муж. Над ней в буквальном смысле тряслись, оберегали ее, учитывали все ее желания. Для того чтобы родиться как матери, женщине нужно было прожить свои роды, отгоревать ту жизнь, с которой она прощается с рождением ребенка, принять изменения, которые с ней произошли, и свою новую роль. Всегда рядом были те, кто помогал ей совершить этот переход, — именно так роды понимали в народной традиции. А золотое правило перехода таково: одному не перейти, нужны проводники.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Классика для жизни Классика для жизни

«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная»

Seasons of life
6 пищевых добавок, которые не так вредны, как многие думают 6 пищевых добавок, которые не так вредны, как многие думают

Пищевые добавки стали чуть ли не врагами народа. Но не все из них опасны

Лиза
Мексиканский ремень Мексиканский ремень

Фахитас – блюдо, в котором слились традиции Северной и Южной Америки

Вокруг света
«О Великой Отечественной войне нужно рассказывать»: праздновать 9 Мая или нет? «О Великой Отечественной войне нужно рассказывать»: праздновать 9 Мая или нет?

Как мы отмечаем День Победы и почему делаем это именно так?

Psychologies
Три голоса пхали Три голоса пхали

В основе «Пхали», как и в традиционной грузинской музыке, – трехголосие

Вокруг света
Последняя минута войны Последняя минута войны

Советский генерал подписал Акт о капитуляции Германии без разрешения Сталина

Вокруг света
«Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...» «Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...»

Петр Кислов о Полине Гагариной

Коллекция. Караван историй
Рисунок трехметровой змеи оказался крупнейшим наскальным изображением Северной Америки Рисунок трехметровой змеи оказался крупнейшим наскальным изображением Северной Америки

Американские ученые обнаружили в пещере многочисленные древние изображения

N+1
Киногороскоп: какая ты королева драмы по знаку зодиака? Киногороскоп: какая ты королева драмы по знаку зодиака?

Хочешь узнать, в какой драме ты могла бы сыграть главную роль?

VOICE
Миллиардер Уоррен Баффет: 10 советов, как экономить деньги Миллиардер Уоррен Баффет: 10 советов, как экономить деньги

Как правильно относиться к деньгам, чтобы не потерять, а приумножить

Psychologies
«Тщательно контролируемая галлюцинация: как ваш мозг предсказывает (почти) все» «Тщательно контролируемая галлюцинация: как ваш мозг предсказывает (почти) все»

Наша повседневная реальность — это тщательно контролируемая галлюцинация

Вокруг света
К 50-летию выхода на экраны фильма «Последнее танго в Париже» К 50-летию выхода на экраны фильма «Последнее танго в Париже»

Как разворачивалась история создания фильма «Последнее танго в Париже»

СНОБ
«Тайная жизнь пчел»: роман о взрослении в Америке 1960-х «Тайная жизнь пчел»: роман о взрослении в Америке 1960-х

Каково быть подростком-сиротой на американском юге в 1964 году? Отрывок из книги

Forbes
«Это гуманистическая замена террора» «Это гуманистическая замена террора»

Как советская власть использовала высылку интеллектуалов из страны

Weekend
Сати Спивакова: «Спустя целую жизнь я наконец-то занимаюсь любимым делом» Сати Спивакова: «Спустя целую жизнь я наконец-то занимаюсь любимым делом»

Сати Спивакова о том, как вернулась на театральную сцену спустя много лет

Эксперт
История одной песни: «Smack My Bitch Up», The Prodigy, 1997 История одной песни: «Smack My Bitch Up», The Prodigy, 1997

Песня, в которой собрано столько всего неприличного, что даже боязно перечислять

Maxim
Новости медицины Новости медицины

Новости сферы медицины и результаты исследований

Лиза
Быть достаточно хорошим родителем: это как? Быть достаточно хорошим родителем: это как?

Что это значит, быть хорошими родителями?

Psychologies
Тихое насилие: как он унижает тебя, ни слова не говоря Тихое насилие: как он унижает тебя, ни слова не говоря

Что такое тихое насилие и как оно проявляется?

VOICE
Семейная сага, стокгольмский синдром и драма взросления. 8 бестселлеров, завоевавших любовь критиков Семейная сага, стокгольмский синдром и драма взросления. 8 бестселлеров, завоевавших любовь критиков

Если еще не знакомы с этими романами — самое время это исправить

СНОБ
Как развивать эмоциональный интеллект и быть жизнестойким Как развивать эмоциональный интеллект и быть жизнестойким

Что такое эмоциональный интеллект и как его развить

СНОБ
Правила цифровых отношений: как общаться, чтобы вас понимали правильно Правила цифровых отношений: как общаться, чтобы вас понимали правильно

Цифровой этикет — одна из важнейших частей коммуникации в современном мире

ТехИнсайдер
Целлюлит Целлюлит

Как справиться с целлюлитом?

Здоровье
47 лет вместе и вдруг развод? История любви Алишера Усманова и Ирины Винер 47 лет вместе и вдруг развод? История любви Алишера Усманова и Ирины Винер

Вспоминаем их удивительную историю любви Алишера Усманова и Ирины Винер

VOICE
Беспилотники в тяжелой промышленности: цифровые решения по видеоаналитике «Норникеля» Беспилотники в тяжелой промышленности: цифровые решения по видеоаналитике «Норникеля»

Как летающий аппарат с датчиками и камерами используется в строительстве

ТехИнсайдер
Оборотная сторона стресса Оборотная сторона стресса

Наша жизнь – сплошной стресс и от него все беды. Но так ли это?

Лиза
Дважды беспокойный утенок Дважды беспокойный утенок

Как вандализм стал неотделим от искусства

Weekend
Мир во втором чтении Мир во втором чтении

Игорь Гулин об «Ангеле войны» Виктора Кривулина

Weekend
Как сделать скриншот на телефоне: руководство для разных моделей Как сделать скриншот на телефоне: руководство для разных моделей

Как сделать скриншот на смартфоне сочетанием клавиш

CHIP
От жимолости до гортензии От жимолости до гортензии

8 декоративных кустарников, которые хорошо растут в тени

Лиза
Открыть в приложении