Классика для жизни
Трудно сказать лучше Пушкина: «Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная».
Одна из моих бывших студенток попросила меня составить список книг художественной литературы, которые помогли бы сохранить себя и преодолеть душевные тревоги в наше время великого перелома, когда все спуталось и смешалось: когда добро объявляют злом, а зло — добром, когда нас захлестывают крики с разных сторон, когда раздор вторгся в наши семьи… Как сохранить свою душу, свой ум от распада? Ответ известен — культура, родной язык и классическая литература.
Не раз я слышал вопрос: «А есть ли польза от художественной литературы?» С точки зрения людей, которые ценят полезные сведения, в особенности о том, как завоевать успех, художественная литература лишь отвлекает от дел и способна развивать разве что воображение и фантазию. На самом деле это не так. Психологи доказали, что литература развивает интеллектуальные способности человека, недаром Альберт Эйнштейн говорил, что «Достоевский дал мне много, необычайно много, больше Гаусса». А Карл Гаусс был величайший математик, которого называли «королем математики». И его труды послужили для Эйнштейна толчком к созданию теории относительности. Однако в не меньшей степени на него повлиял роман Достоевского «Братья Карамазовы» — вот где ученый-физик ощутил всю относительность наших истин и понятий.
Самые современные исследования с помощью МРТ доказали, что чтение поэзии приводит мозг в состояние повышенного возбуждения. А другие ученые установили, что чтение художественной литературы — лучшее средство от стресса. Оно позволяет расслабить мышцы и нормализовать частоту сердечных сокращений.
Мне художественная литература помогает жить — прежде всего потому, что она чрезвычайно расширяет жизненный опыт. Каждый из нас закрепощен в своем теле, времени и профессии. Читая книги, можно прожить сотни и тысячи жизней: побывать в рубище гомеровского Одиссея, вернувшегося домой после двадцатилетнего отсутствия, или «витязем в тигровой шкуре» из поэмы Руставели, испытать злосчастную судьбу Эдипа или Гамлета, Федры или Медеи, узнать секреты обольщения женщин в Древнем Риме из поэм Овидия, пережить разочарования Онегина, Чацкого или Печорина…
Художественная литература вмещает в себя все богатство человеческого опыта — разных эпох и разных народов: от китайской «Книги песен» и индийской «Махабхараты» до романов ХХ века, века великих потрясений, революций, войн. Но, может быть, самое главное, что человек находит в классике, в великих книгах, которые отсеяло и выбрало время, это красота слова и мысли, в основе которой гармония, мера и порядок. Наша жизнь хаотична, а классическая литература дает замечательные примеры красоты и совершенства сказанного или рассказанного.
У древних эллинских мыслителей было такое понятие — калокагатия, то есть прекрасно-доброе. Его по-разному толкуют: и как гармонию души и тела, и как сочетание добра и красоты, а еще к этому можно добавить истину и справедливость, что в русском языке передает слово «правда». «Что есть истина?» — задавал вопрос Понтий Пилат. Ответ Иисуса нам известен: «Истина — это любовь» — любовь к богу и созданному им миру, любовь к ближнему своему. Эти простые и великие ценности утверждают авторы классической литературы. Однако делают они это не в форме поучений и наставлений, а в живых картинах и действиях, в переживаниях своих героев.
Освоив грамоту к пяти годам, я стал увлеченным читателем на всю оставшуюся жизнь. Вряд ли смогу счесть все книги, что прочел. Читаю самые разные вещи: исторические, философские, документальные, научные и религиозные… По любому поводу беру в руки словари, справочники, энциклопедии. И все же главная моя любовь — художественная литература. Всю жизнь ее читаю и преподаю. Из моих чтений и занятий могу составить краткий список книг, помогающих выжить в пограничной ситуации:
- Гомер «Илиада», «Одиссея»
- Софокл «Эдип-царь»
- Книга Экклезиаста
- Сервантес «Дон Кихот»
- Шекспир «Гамлет», «Король Лир»
- Дефо «Робинзон Крузо»
- Пушкин «Капитанская дочка»
- Гоголь «Тарас Бульба»
- Лев Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Хаджи Мурат»
- Достоевский «Братья Карамазовы»
- Чехов. «Анна на шее», «Скрипка Ротшильда», «Студент», «Дама с собачкой»
- Хемингуэй «По ком звонит колокол», «Старик и море»
- Ремарк «Три товарища» (или «Время жить и время умирать»)
- Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
- Камю «Чума»
- Стейнбек «Гроздья гнева»
- Булгаков «Мастер и Маргарита»
- Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
Первым в европейской литературе идет Гомер. Чем привлекали древних эллинов его поэмы? Тем, что в них открывается величие человека, полнота жизни, в которой есть место всякой вещи, даже самой прозаичной вроде строения дома или устройства трапезы. И красота композиции, и мастерство слова. Как будто сама жизнь себя рассказывает. Как замечательна первая же сцена «Илиады», где кичливый предводитель ахейского войска Агамемнон разражается бранью, но все же уступает прорицанию Калхаса и согласен отдать свою наложницу Хрисеиду ее отцу, служителю Аполлона, наславшего мор на ахейцев. Взамен же Агамемнон требует от Ахиллеса его добычу — Брисеиду. Ахиллес в порыве гнева готов обнажить меч и убить Агамемнона, но тут его сзади за волосы хватает Афина, одна из самых великих и почитаемых богинь — мудрости и войны. Она удерживает героя от необдуманной мести. Так человек понимает себя и свои порывы — через вмешательство богов. Ярких сцен в поэмах Гомера множество.