Когда бы не Елена...
Если вы окажетесь этим летом в Турции, запланируйте путешествие в Музей Трои. Это неподалеку от Дарданелл, на северо-западе страны. Подъезжая, вы увидите огромный «стареющий» куб посреди поля. Он может показаться космической станцией или древним артефактом. Это и есть музей — место, где Запад встречается с Востоком, миф — с реальностью, прошлое — с настоящим.
Во время долгой дороги в Чанаккале я читаю книжку французского журналиста и путешественника Сильвена Тессона «Лето с Гомером». «Людьми гораздо легче управлять, когда они терзают друг друга. Троны богов — это наши руины». «В этом проявляется греческий гений, никогда не проводящий в человеке границу между добром и злом. Ахиллес мог бы раз и навсегда стать воплощением психопата. Но античный поэт не уродует его разделительным шрамом морали». «Гомер — музыкант, и мы живем в отзвуках его симфонии».
С каждой остановкой ночного автобуса путешествие все больше напоминает сюжет «Одиссеи», с той только разницей, что Одиссей возвращался из Трои на родную Итаку, а я — наоборот. Кажется, это Калипсо сидит за стойкой придорожного кафе и усталым взглядом окидывает выползающих из автобуса-корабля в пять утра путешественников.
Прерывистый сон создает ощущение, что нет никаких остановок, и кажется, люди исчезают из автобуса будто по велению богов, пристально наблюдающих за нами, а не сходят по собственной воле. И вот меня выбрасывает на берег — автовокзал Чанаккале. Здесь я встречаюсь с нашей небольшой симпатичной командой, дальше мы едем на машине. Конец путешествия в пространстве становится началом путешествия во времени.
Над кронами оливковых деревьев появляется куб с рыжими от ржавчины стенами. Архитектор проекта Омер Сельчук Баз, с которым мы позже познакомимся, расскажет, что, согласно замыслу, здание музея — будто найденный на раскопках древний артефакт, заржавевший от времени. Этот эффект создает кортеновская сталь, которой снаружи покрыто здание, благодаря ему новое здание становится старым, настоящее погружается в прошлое. Это «черный ящик» истории, где можно обнаружить и известную многим историю археолога-самоучки Генриха Шлимана, нашедшего древнюю Трою, и увезенные из Турции в Европу сокровища, в том числе клад царя Приама, и троянского коня (след которого не так просто обнаружить в музее). Омер Сельчук Баз говорит: «Абстрактность проекта позволяет каждому посетителю иметь свое видение здания, абстрактность дает свободу воображению».