Повторить пройденное: как киноиндустрия 1990-х влияет на вкусы россиян сегодня
Этой весной российские кинотеатры перешли на новый режим работы. Вместо голливудских премьер россияне смотрят фильмы Алексея Балабанова, советскую классику и самые кассовые отечественные ленты последних лет. Привычная реальность трансформируется, но для российского зрителя этот процесс привычен. Forbes Life рассказывает, по каким законам жил российский кинорынок в 1990-х и как он предопределил вкусовые предпочтения зрителя на десятилетия вперед
От советского порядка к российскому хаосу
Советский зритель привык смотреть фильмы в кинотеатре. Согласно данным архива Госкомстата, собранных киноведом Сергеем Кудрявцевым, свыше 50 фильмов, показанных за все время существования СССР, имели аудиторию свыше 50 миллионов зрителей. Телевидение показывало полнометражные и многосерийные картины, что не мешало кинотеатрам привлекать публику. В 1980-х годах в СССР появляются видеомагнитофоны и кассеты, создаются видеопрокаты. В 1986 году при Госкино СССР открывается ВТПО «Видеофильм», отвечавшее за производство и продажу кассет. В тираж шли фильмы, получившие прокатное удостоверение, так что видеокассеты дублировали афишу кинотеатров. Возникшая борьба между кассетами и кинотеатрами продлилась всего несколько лет и завершилась разгромной победой малого экрана.
Обычный советский кинотеатр имел график премьер и понятные краткосрочные планы — новые фильмы появлялись один за другим. Развал СССР разрушил всю киносистему: государство больше не спонсировало производство фильмов в былых объёмах, кинотеатры сами отвечали за свое будущее. Все это происходило на фоне общего экономического кризиса, когда люди отказывались от привычных развлечений. Управление издержками влияло на ассортимент кинотеатров, многие культовые картины прошли мимо проката. «Основной инстинкт» Пола Верховена, «Крестный отец», «Назад в будущее» — российские премьеры этих мировых хитов состоялись спустя десятки лет после фактического выхода в 1990 годах.
О состоянии российских кинотеатров на заре Российской Федерации также говорит отсутствие информации по сборам — единой системы подсчета просто не было. Однако отдельные данные позволяют составить общую картину.
Согласно подсчетам киноведа Сергея Лаврова, в 1995 году четыре российских хита («Ширли-Мырли», «Особенности национальной охоты», «Московские каникулы» и «Любить по-русски») в сумме посмотрело более 5,5 миллионов зрителей. Сборы «Брата» в год выхода ограничиваются десятками тысяч долларов. Стандартный хит советского проката привлекал миллионы зрителей, хит проката 90-х ограничивался сотнями тысяч зрителей. Но россияне продолжали смотреть фильмы, просто они переместились на малый экран.
Первые шаги к сериалам
Уже на закате СССР телевидение начало показывать «мыльные оперы» — сериалы о любви. Во время перестройки по телевидению показали бразильскую «Рабыню Изауру». На исходе СССР часто практиковали показ старых зарубежных сериалов. В ноябре 1991 года в эфире появилась мексиканская мыльная опера «Богатые тоже плачут» (1979), позже зрители увидели «Дикую розу» (1987-1988) — в главной роли в обоих шоу блистала Вероника Кастро. «Просто Мария» опоздала относительно мирового проката всего на четыре года, что пошло на руку исполнительнице главной роли — Виктория Руффо, которая снималась в рекламе МММ. Хитом стала и бразильская «Тропиканка», а «Королек — птица певчая» показал, что турецкие сериалы могут тягаться с латиноамериканскими по накалу страстей. В Союзе понимали, что права на старые сериалы стоили недорого, а рейтинг тем не менее у таких шоу был высоким, потому что даже древние зарубежные хиты были для советских людей чем-то совершенно новым.
Последняя серия «Санта-Барбары» вышла в 1993 году, но в России сериал начали показывать лишь за год до этого. Его транслировали до 2002 года, за 10 лет зрители не успели посмотреть драму целиком — ее начали показывать с 217 серии, а закончили на 2040 эпизоде. О том, что происходило в последних 97 эпизодах, можно только догадываться. Продюсеры «Санта-Барбары» долгие годы пользовались популярностью сериала в России и устраивали встречи актеров с фанатами.
Сериалы — пусть низкопробные или старые — заменили россиянам кино. Аудитория быстро привыкла к тому, что свежий контент нужно искать не в кинотеатрах, а в телевизоре, где свежие для локального рынка картины появляются чаще и стабильнее. Российский зритель еще 30 лет назад научился быстро адаптироваться. Если в кинотеатрах ничего не показывают, значит нужно просто смотреть телевизор. Тем более это неплохой способ сэкономить на развлечениях.