Пачка денег: как Роман Абрамович стал миллиардером-балетоманом
В Большом театре идет балет «Нуреев», выдвинутый на национальную театральную премию «Золотая маска» в семи номинациях. В репертуаре Большого спектакль, возможно, оказался благодаря участию Романа Абрамовича
В июле 2003 года Роман Абрамович купил футбольный клуб Chelsea. За полтора месяца до этого, в апреле 2003-го, Роман Абрамович и Александр Мамут в Манчестере на стадионе Old Trafford смотрели полуфинал Лиги чемпионов, где Manchester United выиграл у Real Madrid 4:3. Говорят, это был первый раз, когда Абрамович оказался на стадионе, и, возможно, первый, когда он вообще смотрел футбол. Там, на трибуне Old Trafford Абрамовичу открылся феномен большого футбола.
«Он просто приходит и берет самое лучшее»
В мае 2008 года на аукционе Christie's в Нью-Йорке Роман Абрамович купил «Спящего социального работника» Люсьена Фрейда за $33,6 млн, а через несколько дней на Sotheby's — «Триптих» Фрэнсиса Бэкона за $86,3 млн. Оба мировых рекорда — на Бэкона и на тогда еще «ныне живущего» Люсьена Фрейда — взорвали рынок современного искусства, заставив по-другому взглянуть и на возможности этого рынка в России, и на вкусы российских коллекционеров.
На поле современного искусства Роман Абрамович публично появился в мае 2007 года, когда вместе с Дарьей Жуковой пришел на открытие выставки в российском павильоне на Биеннале современного искусства в Венеции. Le Monde писала, что Абрамович заглянул в павильон не просто так — выставка была подготовлена куратором Ольгой Свибловой при его финансовой поддержке. В любом случае «он просто приходит и берет самое лучшее», рассказала зимой 2009 года о подходе Абрамовича к современному искусству глава русского отдела Sotheby's Джо Виккери автору этого текста.
На балете Роман Абрамович впервые был замечен зимой 2012–2013 года, после открытия Исторической сцены Большого театра. Уже в феврале 2013-го миллиардер вступил в попечительский совет Большого и стал меценатом самой звездной российской балерины Дианы Вишневой. В октябре 2013-го Вишнева при поддержке Абрамовича открыла свой первый фестиваль Context. В октябре 2018 года в Екатеринбурге при помощи Абрамовича впервые прошел восьмидневный фестиваль «Урал Опера Балет Фест». В том же месяце в Москве и Петербурге в шестой раз состоялся фестиваль Вишневой Context, а в декабре Роман Абрамович вошел в попечительский совет Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Следом за своими героями Абрамович перемещался по стране, успевая смотреть балет в зрительном зале и заседать в администрации. Отчего такое неугомонное любопытство и щедрость?
Футбол. Честная конкуренция
«Абрамович — чемпион по борьбе со скукой жизни с бесконечными возможностями, — говорит Forbes Life источник из окружения миллиардера. — Абрамович не трендсеттер, он не спешит пробовать что-то новое первым, но обладает способностью вычислять все лучшее быстрее других. Такие люди всегда везде приходят сами, советчики им не нужны».
Решив купить себе футбольный клуб, Роман Аркадьевич действовал удивительно быстро и хладнокровно: выбор пал на Chelsea, так как клуб на тот момент был банкротом, выставленным на продажу. Чтобы понять, как вообще устроен футбольный бизнес, Абрамовичу потребовалось время. «В первый год спортивные журналисты Москвы писали для Абрамовича аналитические записки на самые разные темы, — рассказывает Forbes Life источник из близкого окружения миллиардера, — но вскоре Роман Аркадьевич мог сам анализировать игроков на уровне лучших футбольных менеджеров, отличал левоногого игрока от правоногого». Но главное, он стал болельщиком.
«Абрамович — невероятно обаятельный, харизматичный и азартный человек, — рассказывает спортивный обозреватель, бывший главный редактор журнала «PROспорт» Станислав Гридасов (в 2005–2013 годах журнал издавался структурами Романа Абрамовича. — Forbes Life). — Обсуждая с ним детали издательского бизнеса, я всякий раз удивлялся, как глубоко Роман Аркадьевич изучает вопрос, как вникает в детали, нюансы. Ему интересны были такие подробности, знание которых вряд ли когда-нибудь пригодилось бы. При этом почти за 10 лет издания журнала он ни разу не позволил себе вмешаться в содержание номера, попросить поставить текст или написать о ком-то. Хотя нет, один раз, когда в 2009 году в полуфинале Лиги чемпионов судья «убил» Chelsea в матче с Barcelona, мне позвонил Абрамович и с легким раздражением в голосе, замаскированным под шутку, велел написать в ближайшем номере журнала, что судья такой-то — пидарас. Задание выполнено не было. Нареканий не последовало».
В 2004 году список самых богатых британцев по версии Sunday Times возглавил Роман Абрамович c £7,5 млрд, обойдя многолетнего лидера, герцога Вестминстерского. Описывая роскошную жизнь миллиардера из Сибири, как его называли, британские, а за ними и французские газетчики соревновались в красочности деталей. Документировали прибытие его яхты в Сен-Тропе, тени средиземноморских сосен, юных красоток в бриллиантах на пляжах, виллу за €300 млн, новую 170-метровую яхту Eclipse, что строилась на германской верфи. Но всерьез, кажется, миллиардера задел только репортаж о его VIP-ложе в Chelsea, где упоминались подогреваемые кресла, ужин с омарами, реки шампанского. В узком кругу спортивных журналистов Абрамович не скрывал своей обиды. «Вы поймите, — говорил он, — на стадионе я не ем омаров, я перед матчем вообще есть не могу, так нервничаю».
Станислав Гридасов, вспоминая свои встречи с миллиардером, обращает внимание на реплику Абрамовича, сделанную им по ходу обсуждения медиабизнеса: «Значит, и в вашей среде нет честной конкуренции?» «По этому вопросу-сожалению, — рассказывает Гридасов, — сделанному как бы впроброс, я понял, зачем же Роману Абрамовичу на самом деле нужен футбольный клуб Chelsea. Ему важно выигрывать честно. Спорт в Европе и США — это среда честной конкуренции, где побеждают, не покупая судей и федерацию, за счет таланта тренера, силы команды, менеджерского ума».