День сурка: как пережить карьерный кризис
Что делать, если вы не востребованы на рынке труда? Подумайте о себе, как о продукте, и проведите SWOT-анализ
Я часто встречаю кандидатов, которые состоялись в профессии, достигли высот корпоративного управления, поработали в нескольких странах, получили отличное образование. Но к 40–45 годам они вдруг осознают, что не понимают, что делать дальше. Любое следующее назначение становится для них повторением пройденного, не дает новых вызовов.
Вот только пара примеров, с которыми я столкнулась за последний месяц. Финансовый директор крупной публичной производственной компании не понимает, как именно развивать сегодня свою карьеру. Еще пять лет на этой должности не добавят ему новых знаний и не увеличат его стоимость на рынке труда. Переход в другую крупную производственную компанию тоже. Он жалуется, что время замедляется, а он не готов до пенсии делать то же самое. Он хочет новых вызовов и преодолений.
Глава представительства международной ИТ-компании назначает встречу хедхантерам, чтобы посоветоваться насчет развития своей карьеры. Ему 40, и последние пять лет он руководит представительством компании в России, до этого назначения успел получить MBA в одной из лучших бизнес-школ, поработать в Германии и Аргентине.
Карьерист на исходе
Ключевой вопрос: «Что дальше?» Одновременно возникают и другие классические для кризиса середины жизни вопросы: «Зачем все это? Что останется после меня?» «Мой дед — известный авиаконструктор, его именем назван самолет, в разработке которого он принимал активное участие. А я? Как мне рассказать моим детям о том, чем я занимаюсь?» — слышала я от одного кандидата.
В своей книге «Работа рулит» бывший HR VP Google Ласло Бок выделяет три причины, по которым большинство людей ходят на работу. Первая, очевидная, — ради денег. Вторая — ради того, чтобы сделать карьеру: что-то преодолеть, кого-то победить, справиться. И третья — ради миссии: потому что человек хочет делиться своим опытом и знаниями, получить возможность реализовать себя.
Кризис, о котором мы говорим, — это шанс перейти на новый уровень. Очевидно, что привычные мотиваторы, которые заставляли вас идти в офис, больше не работают. Деньги и повышение волнуют вас не так сильно. Значит, пора уходить от работы-карьеры к работе-миссии. Или взяться за новую карьеру.
Директор по персоналу крупной производственной компании на интервью жалуется, что испытывает сильный стресс, когда она вынуждена сокращать сотрудников. Ей хочется быть полезной людям, строить, а не разрушать. Нравится заниматься развитием, строить систему наставничества. Встречаюсь с ней через год на конференции — светится, ушла из крупной компании, прошла обучение и стала заниматься карьерным консультированием. Денег пока меньше, но счастья и признания намного больше. Это типичный пример перехода от построения карьеры к работе-миссии.