Не муза, а художница: женщины в искусстве на рубеже ХIХ–ХХ веков
Музей современного искусства «Гараж» выпустил книгу «Ее жизнь в искусстве: образование, карьера и семья художницы конца ХIХ — начала ХХ века». Анализируя отечественное искусство, исследовательницы Олеся Авраменко и Галя Леонова обращаются к мемуарам и личным документам, а также к автопортретам художниц, позволяющим увидеть то, как они сами воспринимали себя и свое положение в обществе
За прошедшее столетие с конца XVIII до конца XIX века в России, помимо школы при Обществе поощрения художеств, образовались частные школы-студии с профессионалами-художниками, бывшими выпускниками академии во главе. Свои студии были, например, у Алексея Антропова, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Алексея Венецианова и других, в них, наряду с государственными школами и училищами, можно было получить необходимые для поступления в Академию навыки изобразительной грамоты.
Первые упоминания женщин-вольнослушательниц Академии можно встретить начиная с 1800 года, официально поступить и стать полноценной ученицей наравне с мужчинами стало возможно лишь в 1893 году. Драматург, писатель Петр Гнедич в своих мемуарах вспоминает о мнениях пожилых преподавателей Академии по поводу совместного обучения девушек-вольнослушательниц и юношей-студентов, случившегося в Академии в 1873 году:
— Перед девушкой будет стоять голый натурщик? Что же из этого выйдет?
— Новая практика для акушерок! Расширение родильных приютов!.
Однако несмотря на сохранявшиеся консервативные настроения, новый устав Академии 1893 года уравнял возможности поступающих в академию лиц обоего пола на получение высшего художественного образования. Однако имеет место и историческая неразбериха: так, например, художница Анна Петровна Остроумова-Лебедева, поступившая в Академию в 1892 году (за год до принятия устава), упоминает в мемуарах имена сокурсниц как первых полноценных студенток Академии. Мы не можем однозначно ответить на вопрос, насколько радикально официальное принятие нового устава повлияло на гендерный состав студентов. Возможно, устав 1893 года только лишь закреплял в документальной форме уже сложившееся и привычное присутствие в академии женщин и предоставлял им официальный статус дипломированных выпускниц.
Другая наша героиня — художница Варвара Дмитриевна Бубнова (1886–1983), поступившая в Академию более чем десятилетие спустя — в 1907 году, вспоминала, что до этого времени в Академии существовала «специальная комната для женщин-студенток»: «В этой комнате стояло большое зеркало, вешалка и даже кушетка. Среди «дам» нашлись желающие на ней отдыхать. Варвара же сразу невзлюбила эту кушетку, также как и слово «художница». Очевидно, что в воспоминаниях Бубновой эта отдельная комната уже выглядела архаичной и оскорбительной деталью.
Такая необходимая часть профессионального художественного образования — посещение натурных классов и изучение обнаженного человеческого тела — наконец, стала возможной для первых студенток российской Академии художеств. В ведущих европейских частных академиях того времени женщины были ограничены в посещении натурных классов.
Сегодня из мемуаров и дневников учениц студий мы знаем, что лишь несколько частных школ, таких как парижская Академия Коларосси, позволяли девушкам наравне с юношами посещать натурные классы. Женщины-натурщицы там позировали полностью обнаженными, в то время как мужчина-натурщик, соблюдая приличия, оставался в кальсонах. Для сравнения, в другой знаменитой частной школе Парижа — Академии Жюлиана — уроки рисования обнаженной натуры проводились раздельно и стоили для девушек в два раза больше, чем для мужчин. В итоге женщина, желающая получить профессиональное художественное образование, попадала в бесконечный замкнутый круг запретов и ограничений. К счастью, сегодня все чаще мы видим новые исследования, посвященные женскому присутствию в искусстве, которые более подробно описывают исторический контекст. Но не менее важным для нас являются высказывания художниц от первого лица, фиксирующие непосредственно среду, отношения, в том числе личные отношения героини к своим коллегам.