«Зенит»: новая философия
Как испанский надзиратель стал питерским тренером
3 октября стартовал новый сезон баскетбольной Евролиги, в котором дебютирует питерский «Зенит», получивший wild card (особое приглашение) от организаторов сильнейшей лиги Европы, что вызвало интерес к клубу на уровне международного скандала. О том, как и из чего строится «командная химия», лояльные сообщества и какова философия современной игры, «РР» говорил с тренером «Зенита» Жоаном Плаза и с директором команды Александром Церковным.
То, что руководство Евролиги адресовало особое приглашение именно команде двукратного победителя Еврокубка Жоана Плазы, вызвало раздражение многочисленных недоброжелателей в европейских соцсетях. По набившему оскомину «Oh, those Russians…» сценарию в сети поднялась волна протеста, аналогичная интернет-истерике времен Сочи-2014 или прошлогоднего Чемпионата FIFA-2018. Недовольные решением господина Жорди Бертомеу набросились на клуб с обвинениями в «использовании газпромовских миллионов для спонсорского контракта, выгодного лично самому Бертомеу». И это на фоне брюзжания неутомимых изобличителей коррупции, а также правозащитников в адрес крупнейшего в Европе баскетбольного агента Мишко Ражнатовича, человека с неоднозначной репутацией, которого в свое время обвиняли в искренней дружбе с осужденным Гаагским трибуналом Воиславом Шешелем и который привел в «Зенит» нового тренера, испанца Жоана Плазу. Как только не заклеймили в сети югославского бизнесмена: «сербский кардинал», «баскетбольный гангстер»… Очевидно, что влияние нафталиновых стереотипов все еще сильно. Но, как бы то ни было, в этот раз wild card легла иначе, и теперь питерцам придется доказывать свое соответствие уровню Евролиги.
Внешне главный тренер «Зенита» Жоан Плаза напоминает уставшего от приключений Дон-Кихота (да-да, тот самый идальго лет под пятьдесят, тощий телом, худощавый лицом), который все еще готов сразиться с драконом.
Досье «РР»:
Joan Plaza Duran, 56 лет.
Лучший тренер Еврокубка-2007.
Один из трех тренеров в истории Еврокубка, несколько раз становившихся его победителем (сезон 2006/2007, сезон 2016/2017).
2006: чемпион Испании, АСВ-лига.
2007, 2017: чемпион Еврокубка.
2013: чемпион Cуперкубка Литвы.
— Как вы пришли в баскетбол?
— Я родился в Барселоне. В моей семье было шесть братьев и сестер. Я в армии отслужил — и сразу стал работу искать. Мой отец владел небольшой авторемонтной мастерской, которая позволяла сводить концы с концами, но так вышло, что по соседству открылся большой конкурент, который нас «слопал», и мы остались практически без средств к существованию. Мой брат нашел работу надзирателя в местной тюрьме и мне предложил подумать на эту тему — жить-то надо! Я отказался: кому охота работать в тюрьме? Да и жутковато как-то… Однако через год я уже работал в тюрьме строгого режима для совершивших особо тяжкие преступления. Убийцы, насильники, члены мафии — милые люди, в общем! Одновременно занимался тренерской работой в баскетболе. Начал тренерскую карьеру в 14 лет. Так и совмещал. Баскетбол денег почти не приносил, но я получил бесценный опыт в плане мироощущения профессионального тренера: через что нужно пройти, чтобы чего-то добиться как тренер. По сути, мы с братом трудились за символические гонорары, из любви к баскетболу, из желания развиваться.
— У вас были конкуренты?
— Ха! Когда живешь в Бадалоне (городок в 12 километрах от Барселоны. — «РР»), то надо понимать, что там единственный «официальный» вид спорта — это баскетбол. Все с ума сходят по баскетболу. Каждый второй в Бадалоне — какой-нибудь тренер. И все играют… Там даже переиначили пословицу «Каждый ребенок является на свет со своим хлебом» на «…со своим баскетбольным мячом». Как тренер работаю уже 42 года. Я одновременно играл и тренировал. Сейчас мне 55. Начинали мы вместе с братом, организовав маленькую школу, где тренировали соседских детей из младших классов нашей и соседской школ. Один из моих первых учеников много лет спустя вошел в национальную сборную Испании по баскетболу. А еще на мои тренировки ходил сам Пеп Гвардиола (знаменитый испанский футболист и футбольный тренер, сейчас возглавляет клуб «Манчестер-Сити». — «РР»).
Спустя какое-то время я получил работу тренера в одном клубе в Бадалоне. Местный клуб Joventut de Badalona, против которого мы играли, нас громил на каждой встрече, но… спустя какое-то время они взялись переманивать моих воспитанников и подписывать с ними контракты. Я к ним наведался, чтобы обсудить эту ситуацию, и они мне сделали предложение — перейти к ним в качестве работающего тренера. На тот момент я работал тренером уже 12 лет! Это небыстрое дело — карьера… Занятия баскетболом я не оставлял ни на день. Распорядок дня был таким: подъем в 4:30, с 7 утра до 15 часов — на работу в тюрьму и потом на тренировку. Позже я перевелся в тюрьму поближе к Барселоне. Это уже была тюряга для малолеток, но там еще опаснее было: малолетки же безбашенные… Закончил я карьеру надзирателя в женской тюрьме, также недалеко от Барселоны. Там десять лет отработал.
— Какие у вас впечатления от испанских тюрем?
— Знаете, не хочу банальности говорить, но это стремная работенка. Инцидентов хватало. И угрозы были, и нападения. Отлично помню самый первый опыт столкновения с реальностью. Я и двух недель еще не проработал в самой первой тюрьме… У меня вечерняя смена была. Разумеется, всех заключенных запирают по камерам, и я как раз совершал обход. И вот на обходе мы слышим какие-то крики, возню, шум… Выяснилось, что заключенный каким-то образом выбрался в коридор и, вооружившись отломанной дужкой от кровати, принялся бузить. Нас, надзирателей, было семь или восемь здоровых лбов. Так вот, этот уголовник нас как котят расшвырял! Разбил все лицо нашему старшему смены этой металлической хреновиной. Навалились на него, понятно… Возня, крики, трое или четверо сидят на нем, руки заломили, весь пол в крови… Затащили его в караулку, он начал биться башкой о дверь, орать, пинать мониторы. Его привязали к столу и успокаивали всеми доступными средствами, так он умудрился еще одному нашему по морде с ноги заехать — я его к медику сопровождал. Когда я вернулся домой, меня колотило, прямо с порога я сказал родителям: «Знаете, ну ее, такую работу… не выдержу!» Меня уговорили остаться коллеги, объяснив, что подобные инциденты все-таки редкость. Я отработал в тюремной системе 14 лет в общей сложности. Бывало, болельщики дразнили меня на играх, орали хором: «Carcelero!» («тюремщик». — «РР»).
— Когда в карьере наступил прорыв?
— Огромную роль в моей карьере сыграл Божидар Малькович (прославленный баскетбольный тренер, в настоящее время президент Олимпийского комитета Сербии. — «РР»). Когда он сделал мне предложение работать с ним, я поверить в такое не мог — помню, заорал: «Готов сейчас и бесплатно!» Разумеется, мне платили… Божидар привел меня в «Реал Мадрид» на позицию помощника главного тренера, где я уже самостоятельно сделал карьеру главного тренера и работал там по 2009-й. Но это было непросто и не сразу. Нужно понимать, что я по-прежнему совмещал работу в тюрьме с тренерской практикой и воспринимал работу надзирателем как небольшой, но стабильный источник дохода, ожидая предложения от кого-то из профессиональных клубов. И вот настал момент, когда «Реал» расстался с Мальковичем, обвинив его в провальном сезоне, и мне предложили продолжить работать в качестве… помощника главного тренера. У меня хватило мужества отказаться. Я самостоятельно искал предложения главного тренера — в Испании, во Франции, даже в Ливане! Да-да, мне предлагали переехать в Бейрут, тренировать одну местную команду… И вот меня пригласили на повторное собеседование в «Реал» — и сходу: «Что это вы, сеньор Плаза? Никто не говорит “нет” Реалу! А вы тут капризничаете». Я возразил: мол, быть на подтанцовках мне надоело, понятия не имею, сработаюсь ли я с новым главным тренером — и решайте, господа: либо я главный тренер, либо adis! В конце концов президент бело-голубых мне перезвонил и спросил: «Ты готов начать работать главным тренером?» Вот так я распрощался с тюрьмами уже навсегда…
— Что вас ожидало в «Реале» на новой должности?
— Это было лучшее время! Футбольный клуб зарабатывал кучу денег, и баскетбольный «Реал» не имел финансовых затруднений. Мы тренировались, играли, выигрывали. В 2007-м мы стали финалистами Кубка Испании и чемпионами Еврокубка, а в 2009-м вошли в четвертьфинала Евролиги. Меня в 2007 году признали лучшим тренером Еврокубка. Мы с «Реалом» трижды продлевали контракт. Что примечательно, я из Барселоны, но тренировал-то в Мадриде. Это длилось три замечательных, интересных года… Полагаю, что я принес в клуб свою философию.
— В чем заключается ваша тренерская философия?
— Знаете, моя работа — это моя жизнь. Я всегда говорил, что помру раньше всех других тренеров, причем на работе, потому что слишком эмоционально ее воспринимаю. В работе мне пришлось прибегать к собственным уловкам, выдумывать свою тактику. Я многое делаю сам, сам изучаю игроков, хотя вместе с тем полагаюсь и на помощь ассистентов: в конце концов, у меня всего два глаза, а не шесть. Для меня важен психологический климат внутри команды. Ненавижу давить, принуждать. Я не верю в отжимания-подтягивания, не верю и в штрафы. Стремлюсь достучаться до сердца, до сознания игроков, построить психологический контакт. Прежде чем игрока подписать на контракт, я долго с ним беседую — мне важно понять, каков он в эмоциональном плане, сможет ли он быть игроком моей команды... Мне не интересны «звезды», которые ходят с видом «Я крут, я уже достиг вершин карьеры и учить меня нечему» и которые в клубах работают лишь ради денег. Когда мой клуб проигрывал, я приходил в раздевалку к игрокам и говорил: «Это я виноват». Это очень нетипично, потому что на Западе тренер считается почти непогрешимым, и тренера редко винят.
— Какой период тренерской работы был для вас самым трудным?
— Клуб «Жальгирис». Это очень печальная история. Я приехал в Литву после Севильи. Все казалось нормально: меня прекрасно приняли, обеспечили, мы начали тренировки. Вдруг… нам сообщают, что владелец клуба и президент спонсорского банка Вадим Кастуев сбежал с деньгами и нам перестают платить. Меня честно предупредили, что как минимум шесть месяцев денег не будет. На тренировочной базе отключили воду, электричество. Нам негде было тренироваться. Это был шок.
— Мне кажется, Кастуев не сбегал с деньгами, а был арестован в Москве за какие-то махинации, а счета и имущество его литовских фирм были арестованы правительством Литвы.
— Это не суть, нам не на что было жить! Зарплату полгода не платили никому. Клуб был на грани расформирования.
— Вы уехали?
— Нет, остался. Ради игры, ради этих замечательных ребят, спортсменов. Они так мужественно преодолевали трудности… Я знаю, я не в себе. Потому что постоянно думаю об игре. Да, я попросту ненормальный! Несмотря на все проблемы, мы стали чемпионами Литовской баскетбольной лиги в 2013-м и в том же году завоевали Суперкубок Литвы, а меня признали лучшим тренером Литвы.
— Литовцы оценили потом?
— О, еще бы! Когда я уезжал, мне вручили символические ключи от города как почетному гражданину!
— Как вы оказались в «Зените»?
— Со мной связался мой агент Мишко Ражнатович и сказал, что есть предложение от «Зенита». Когда мы встречались впервые в Питере, меня пригласили на роскошный ланч, и вот я сижу в каком-то умопомрачительном кабаке, который больше на старинный музей похож, и думаю — круто, но куда я попал?! И я этим русским господам выносил мозг вопросами на тему, насколько серьезно они настроены. А они удивлялись! Это мой литовский опыт так сказался… Ну, еще дело в том, что я всегда работаю с самоотдачей и от нанимателя ожидаю того же. И мы договорились, что будем создавать не русскую и не испанскую атмосферу в клубе, а свою собственную.
— Что же это за атмосфера?
— Я же говорю, что я сумасшедший… работаю на износ, но ожидаю такой же полной самоотдачи от спортсменов. Часто для налаживания лучшего контакта с игроками, для более убедительного диалога я выискиваю фразы из фильмов и применяю их в жизни. Иногда ночью встаю, чтобы записать какую-то мысль в блокнот, который у меня всегда под рукой. Вот, например, одна фраза, которая недавно меня зацепила: «Никто не может тебе сказать, что ты чего-то не можешь, даже твой отец!» У нас работа мечты. Но за мечту нужно сражаться! А вообще-то знаете, как с клубами? Все просто: не нужно бежать по шести дорогам — выбери всего одну. Но следуй именно этому пути.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl